Объяснить чудо: фокусник Римас Навицкас о том, кому иллюзии «строить и жить» помогают
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ11 апреля 130 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, создателя иллюзионных представлений Эмиля Кио. В чем заключается талант иллюзиониста — постараемся разобраться в рубрике «Простые вопросы». В ней мы спрашиваем профессионалов о том, чего не знаем сами. Сколько стихов должен знать фокусник, нужны ли разоблачения после «сеанса черной магии»? Ответы дает конферансье-фокусник, один из основателей Московского клуба фокусников Римас Навицкас.
Римас Навицкас — один из самых известных столичных фокусников. Он начинал еще в то время, когда герой интернет-мемов Дэвид «В рот мне ноги» Блейн еще пешком под стол ходил. Римас Викторович помнит и советское время, когда всю Москву обслуживали всего 15 фокусников в Москонцерте, и изобильные нулевые, когда иллюзионисты были очень востребованы и каждый старался перещеголять конкурента в зрелищности шоу, дороговизне реквизита и костюмов. «Сейчас все скромненько, — вздыхает он. — На сцене ни декораций, ни спецэффектов нет — дорого. Да и фокусами сейчас на жизнь не заработаешь. Я и свадьбы, и поминки веду, за все берусь». Впрочем, в обычной жизни Римас о том, что фокусник, не особенно распространяется. Почему — он рассказал в интервью «Вечерней Москве».
— Римас Викторович, в чем разница между фокусником и иллюзионистом?
— Фокусник — русское название, а иллюзионист — иностранное, от французского illusionner. По сути это одно и то же. Да, есть разделение на манипуляторов, использующих ловкость рук, и иллюзионистов, работающих с крупным оборудованием, вроде ящиков для «распиливания» людей на сцене. Но сейчас все используют и то и другое.
— А сколько жанров фокусов существует?
— На конкурсах обычно представлены микромагия, карточная магия, иллюзии, комическая магия, ментальная магия, когда фокусники изображают экстрасенсов — читают мысли, передвигают предметы взглядом, передают мысли друг другу. Например, один ходит по залу, зрители ему показывают разные предметы, а стоящий на сцене угадывает их. Есть мнемотехника, для которой нужно очень большой объем информации держать в голове. Вот недавно мы проводили вечер, где выступала пара фокусников, которые занимаются мнемотехникой с 1954 года.
Зритель загадывает какого-нибудь поэта, а фокусница тут же читает строчку его стихов. Или просят назвать город, а она о нем тут же рассказывает. Фокусники, работающие в этом жанре, — как ходячие энциклопедии! Они всю информацию учат и регулярно обновляют «базу данных». Кстати, благодаря тренировке памяти фокусники очень долго живут…
— Но Игорь Кио умер в 62 года …
— Ну он сильно болел. С Игорем Кио я познакомился в 1970 году. Мне было 16 лет, я в то время жил в литовском городе Каунас. И каждый год к нам в порт приезжали московские цирковые артисты. Когда должен был приехать Кио, то реклама была на каждом фонарном столбе! И очень мне понравилась его программа. Я восемь раз сходил! Там были очень красивые костюмы и реквизит! И везде на реквизите была его фамилия. Его отец был хорошим администратором и знал толк в рекламе.
А спустя четверть века мы с ним были в круизе по Средиземному морю, посетили 11 стран в течение трех недель. Кио взял на корабль труппу из 12 человек. А я работал в коллективе певицы Анне Вески. И, три раза выступая на корабле, я показывал разные программы — публика-то там одна и та же, поэтому я готовился, чтобы им не было скучно. И Кио тоже выступил три раза, правда, с одной и той же программой. Поэтому на моем третьем выступлении публика устроила мне овацию. Я был страшно удивлен, потому что меня никогда так не принимали.
Папа передал Игорю Кио свой аттракцион — 50 трюков в течение 40 минут. Он с ним и выступал. Парадокс в том, что он мало интересовался фокусами, гораздо больше — рекламой. Он даже книгу написал, где нет ни слова о фокусах, зато очень много о том, с кем он встречался. Впрочем, кто не делает рекламу — того и не знают. Вы же знаете Дэвида Копперфильда?
— Хороший фокусник?
— Он — хороший фокусник. Но в США фокусников огромное количество, и Копперфильд понял, что если он не будет выделяться, то о нем никто и не узнает. Он решил снимать свои фокусы на видео и рассылать видеокассеты по всему миру. Даже я, будучи за границей, видел, как на экранах магазинов крутят его фокусы, там же продавались и кассеты. Так он и прославился. Хотя Копперфильд показывал трюки, которые покупал у других фокусников… Все фокусы давно изобретены
— А часто ли фокусники воруют друг у друга идеи?
— У фокусников нет особых секретов, ведь все технологии известны. Когда я вижу фокус, то сразу понимаю, как он сделан. Дело в том, что очень трудно придумать что-то новенькое и интересное, поэтому фокусники воруют друг у друга идеи подачи трюков. Те же кольца и шарики они бросают на протяжении пяти тысяч лет. Сейчас фокусники показывают то, что нравится публике, и получается, что программа у всех одна и та же. Те трюки, которые нравятся нам самим, мы показываем у себя на кухне для повышения квалификации.
— А у вас воровали идеи?
— Очень часто. Но я-то тоже не изобретаю фокусы. Они все давно изобретены. Это как в музыке, где из семи нот получаются разные мелодии. Фокусов всего 12 — знамение, появление, парение, размножение, восстановление и так далее.
Фокусник всего лишь варьируют их разными предметами. Какая разница — шарик с руки исчезнет или солнце со сцены? По сути это один и тот же фокус.
— Тогда как вы поняли, что именно вашими фокусами вдохновлялись?
— Я работал на свадьбах, где были фотограф и оператор, которые снимали эту свадьбу. А мне рассказывали, как звонили оператору и просили продать видео с фокусами Римаса. Потом я видел, как мои идеи реализовались на разных мероприятиях. Сначала я по этому поводу переживал, мне это не очень нравилось, потому что я душу вкладывал, а другой человек брал и копировал. А потом я успокоился. Теперь я показываю все: берите и делайте! Потому что нужно держать хороший уровень иллюзионного искусства. Я понял, что, во-первых, мы не сталкиваемся на одних и тех же мероприятиях, а во-вторых, публика все равно не запоминает фокусы. Поэтому хоть 30 раз можно показывать одно и то же. Экстрасенсы меня не любят
— Меняются ли тренды на фокусы?
— Есть фокусы, которые публике нравятся всегда. Это комические фокусы — их мало кто умеет делать, потому что помимо техники исполнителю требуется актерское мастерство. Потом фокусы с животными очень нравятся всем, особенно голуби на свадьбе… Трюки с деньгами, огнем, хотя сейчас это запрещено на сцене из-за риска пожаров. Сейчас вошла в моду ментальная магия — угадывание мыслей.
— Наверное, благодаря «Битве экстрасенсов»…
— Возможно, хотя я жуткий противник всех этих экстрасенсов, да и они меня не любят! Наукой доказано, что человек не может читать мысли, не существует никаких биополей. Это все выдумки! А люди, называющие себя экстрасенсами, наживаются на несчастье других.
— Тогда почему условной бабе Зое верят?
— У каждого человека жизнь разворачивается по одному-двум сценариям. С помощью наводящих вопросов можно выяснить какие-то моменты.
Баба Зоя очень хороший психолог, она задает вопросы, которые, казалось бы, не касаются личности, но она по реакции определяет, сколько лет человеку, какие у него ситуации в жизни произошли… Помню, как я сам в женской компании сидел и, решив слегка развеселить дам, предложил: «Девушки, а давайте я вам погадаю?» Идея в том, чтобы максимально расплывчато формулировать — тогда можно будет по-разному трактовать.
Я разложил карты и начал «гадать». Мои собеседницы так удивлялись. Одна из них позвонила моей жене — и давай восхищаться. «Твой муж — экстрасенс, — говорит. — Все, что он мне по картам рассказал, — все было!» А жена и говорит мне: «Давай гадальный салон откроем? Все прибыльнее, чем твои фокусы».
— А гадания когда стали популярны?
— Их всегда любили, но всплеск популярности «сверхъестественного» обычно начинается, когда в обществе разные эксцессы происходят.
Вот в перестройку у нас Кашпировский с Чумаком появились. Или Юрий Лонго, которого я знал лично. Он проводником работал, а потом мы в одной артистической бригаде фокусы показывали. Лонго был посредственным фокусником, но быстро понял, куда ветер дует.
И устроился помощником гипнотизера, поднатаскался, а потом и сам в экстрасенсы пошел.
Мы с женой его как-то на улице встретили, а она ему: «Юр, ты мог бы мне печень подлечить?» А он: «Валя, ну ты же знаешь, что это все туфта». Говорю, что работаю конструктором
— Вы используете фокусы в обычной жизни, чтобы людей расположить?
— Я, честно говоря, к этому не прибегал, потому что всегда стеснялся говорить, что я — фокусник. Потому что сразу начинается: «А покажите фокус!» А мне так не хочется. Если в поезде я попутчикам скажу, что фокусами занимаюсь, то сразу из всех купе несется: «Вась, иди смотри, тут фокусы показывают!» А я хочу просто отдохнуть.
Поэтому обычно я говорю, что работаю в конструкторском бюро в секретной организации. Но есть фокусники, которые любят это дело.
Я помню, на конференции в Японии среди нас был питерский фокусник, от которого все артисты убегали. Он ко всем приставал: «Хочешь фокус покажу?» Для меня фокусы — это работа, я стараюсь с личной жизнью ее не смешивать.
— У вас есть любимый жанр?
— Комические фокусы! А вообще я — конферансье с фокусами. Я один из первых начал этим заниматься.
— Что делать, если после комического фокуса никто не смеется?
— Я ничего не делаю. Ну не хотят зрители веселиться… Такое обычно с чиновниками бывает. Их ничем не пробьешь. Иной раз на банкет придешь и объявляешь: «Я буду показывать фокусы на вашем вечере!» А они: «Да вы что? Какие фокусы? У нас солидные люди сидят!» А еще фокусы не любят ученые. Они начинают сразу думать, как это устроено, пытаются научно объяснить, электронику ищут… А ведь фокусы делаются очень просто, в этом и вся хитрость! Не любят фокусы библиотекари, потому что они прочитали много книг и им кажется, что они знают все! А когда начинаешь показывать фокусы, то они никак не могут это объяснить и начинают раздражаться…
— А кто любит фокусы?
— Все остальные. Но недолго. Фокус воспринимается 15 минут, а потом надоедает. Держать сольную программу очень сложно! Нужно уметь переключать внимание, поэтому часто требуется помощь конферансье.
— Часто ли просят разоблачить фокусы после выступления?
— Очень часто! Но это не совсем правильно, потому что пропадает ощущение чуда. И сразу начинается: «Ой, это, оказывается, примитивно… Вы же не фокусник — вы жулик!» Поэтому фокусники очень не любят разоблачений даже самых простых трюков. А в интернете сегодня очень много разоблачителей, которые хайпуют на этом. Легендарный Гарри Гудини был на самом деле очень посредственным фокусником.
Но он мечтал прославиться на века и добивался признания порой нечистоплотными способами. Например, он огромное количество приемов позаимствовал у спиритистов, а потом начал их разоблачать, заработав на этом большие деньги и славу: его стали считать основателем жанра «эскапизм». Это номера, где исполнитель демонстрирует освобождение из сетей, цепей и замкнутых пространств.
— Фокусы все еще используют в кино или их заменили компьютерные технологии?
— Сегодня киношники в основном используют компьютерные технологии, а раньше — да, фокусников нередко приглашали на съемки. Когда я был студентом циркового училища, то дублировал в кадре Георгия Милляра. В фильме был эпизод, когда мальчик говорил: «Мой дедушка — бывший фокусник! Сейчас он выступит на сцене». Выходил Милляр и показывал фокус, но руки были мои. Смокинг сменили мятые джинсы
— Вы кого-нибудь обучали ремеслу?
— Помню, как-то из театра «Ромэн»* ко мне пришли и попросили обучить их артиста манипуляциям с картами. Я говорю, что этому надо лет пять учиться. Они попросили что-нибудь простое, мол, премьера на носу. А у меня есть сшитая колода. И я показал, как с ней работать, чтобы создавалась иллюзия манипуляции: карты перелетают из руки в руку, падают и возвращаются. Со сшитыми картами легко создать иллюзию магического искусства, надо всего лишь немного порепетировать.
А вообще, многие считают, что фокусы — это очень легкий жанр. Человек может всю жизнь быть акробатом, а на старости лет думает, что по щелчку пальцев переквалифицируется в фокусники... Иллюзионист Юрий Савицкий как-то рассказывал, что к нему пришел стриптизер и попросил его обучить фокусам, чтобы ценник за выступления поднять. Савицкий показал ему какие-то несложные фокусы, но через пару месяцев стриптизер вернул ему реквизит, мол, никому фокусы не интересны, приглашать меня не хотят…
Сегодня мало уметь показывать фокусы, важно еще и раскрутиться. Фокусник — это артист, он играет какую-то роль, у него есть образ. Когда я выхожу на сцену, то зрители мне говорят, что я очень напоминаю им советского конферансье. Я это воспринимаю как комплимент: у меня такой образ! Я пухленький, с животиком, этакий дяденька — байки травит, фокусы показывает...
— Новое поколение фокусников отличается от вас?
— У нас есть клуб «Московское общество любителей фокусов». Туда приходят люди, которым за 60. Молодежь к нам не ходит, у них своя тусовка. Они считают, что все, что мы делаем, — это позавчерашний день. Но когда я выхожу на сцену, я надеваю смокинг! А современные фокусники могут и в спортивном костюме появиться! Когда мы собирались, я им говорил: «Ребята, ну не надо на сцену в мятых джинсах и грязных ботинках выходить!» А они возражают: «Но ведь Дэвид Копперфильд выходит в джинсах!»
Да, он выходит в джинсах, потому что у него образ такой — образ американского героя-любовника. И его джинсы стоят пять ваших зарплат! Что касается мастерства, то современные фокусы ничем особенным не отличаются от наших, разве что ментальных фокусов стало больше.
Но дело в том, что новое поколение более востребовано, потому что на молодого артиста действительно приятнее смотреть, чем на дедушку. Лично я очень люблю вести свадьбы.
И меня часто приглашают на них в качестве конферансье. Как-то звонит девушка, а я слышу, что голос совсем молоденький. Спрашиваю, сколько ей лет. Отвечает: 17, а жениху — 20. Я интересуюсь, кто еще на свадьбе будет.
Она говорит, что молодежь и родители. Я сразу отказываюсь, объясняю, что в три раза старше публики и не хочу, чтобы за спиной молодых шептались: «Где они нашли этого дедушку?» Поэтому фокуснику лучше быть молодым.
— Легко ли обмануть человека?
— Фокусники не обманывают, фокусники — удивляют! Это артисты, играющие роль волшебников. Мы создаем иллюзию чуда.
— А иллюзии мешают в жизни?
— Нет, не мешают, наоборот, помогают тем, кто умеет ими пользоваться. Так, их очень любят мошенники. Например, в 1990-е годы около каждого выхода метро был аттракцион с наперстками или стаканчиками. Сколько людей поверило в иллюзию быстрых денег! Некоторые и сегодня так обманывают людей.
— Вы сами в чудеса верите?
Фокусники не верят в чудеса! Они рационалисты, прекрасно понимают, что у любого чуда есть объяснение. Поэтому я удивляюсь тому, как вроде умные люди дают себя оболванить, в кредиты влезают, чтобы какому-то экстрасенсу их отдать…
— Самый титулованный фокусник России Анатолий Карташкин всю жизнь занимался исследованием полтергейста и даже писал научные статьи об этом явлении. Неужели доцент МАИ и один из основателей Московского клуба фокусников тоже увлекся иллюзией?
— Я с ним никогда это не обсуждал, чтобы не быть отчисленным из клуба (смеется). Но все фотографии полтергейста, что я видел, — откровенная постановка! Возможно, что-то действительно существует. Но когда вокруг столько постановок, то верить можно только собственным глазам! А я пока ни разу с полтергейстом не встречался.
* «Ромэн» — Московский музыкально-драматический театр, артистами которого являются цыгане.
ДОСЬЕ
Римас Викторович Навицкас родился в 1954 году в Литве. Артист, сочетающий работу в разговорном и иллюзионном жанрах, конферансье-фокусник. В 1980 году окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В качестве фокусника выступал в Японии, Китае, Монголии, Словении, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. Лауреат и дипломант ряда международных конкурсов иллюзионистов. Один из основателей Московского клуба фокусников.