Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Играем по-взрослому: две стороны развития гейм-индустрии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Турнир по компьютерной игре World of Tanks в музее «Г.О.Р.А.»
Турнир по компьютерной игре World of Tanks в музее «Г.О.Р.А.» / Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Видеоиграми увлекаются около 60 процентов россиян старше 18. Такую статистику привел президент России Владимир Путин. Однако речь шла не только о повальном увлечении играми, но и развитием гейм-индустрии в нашей стране, как и любое явление, оно имеет две стороны, которые «Вечерней Москве» прокомментировали эксперты.

Разработка компьютерных игр — очень прибыльный бизнес. По предварительным оценкам, гейм-рынок в России, по приблизительным оценкам, составляет 177 млрд рублей.

Бегство от реальности

Основатель Центра исследования видеоигр при философском факультете МГУ и руководитель профиля гейм-дизайн в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский рассказывает:

— Видеоигры — важная часть современной культуры уже около полувека. По последним данным, около двух миллиардов людей на земле так или иначе вовлечены в потребление или производство видеоигр, то есть связаны с игровой культурой.

По словам эксперта, люди играют в компьютерные игры, потому что они позволяют закрыть три его важные психологическое потребности: автономию, компетентность и сопричастность. Эксперт поясняет: — Каждый человек хочет чувствовать, что сам определяет свою жизнь, — это автономия.

Каждый хочет чувствовать, что он хорош хотя бы в чем-нибудь, — это компетентность. И каждый хочет чувствовать, что его навыки ценят другие, — это сопричастность. Все эти три потребности способны закрыть видеоигры.

Как пояснил эксперт, в жизни прогресс человека ощущается очень медленно, а бонусы от него быстро теряют актуальность.

— Ну вот, например, ученый написал статью, отправил в журнал, а ее опубликовали через год. То есть целый год человек ждал признания, поддержки в научном сообществе и, возможно, за это время даже перегорел, — пояснил эксперт.

В видеоиграх же, по его словам, все наоборот.

— Любое действие внутри игры имеет смысл, потому что мы видим достижения здесь и сейчас. Вот этим игры и опережают жизненный успех и признание, — рассказывает Александр Ветушинский.

Кандидат философских наук, доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Соловьев считает, что компьютерные игры — это форма эскапизма, бегства от действительности.

— Мне кажется, человек погружается в игру, если не видит других приемлемых для себя форм досуга: прогулок, спорта, общения с близкими.

Готовый оператор дрона

Дмитрий Винник, профессор Финансового университета при правительстве России, считает, что в увлечении людей компьютерными играми есть как минусы, так и плюсы.

— Минусы — на поверхности. Играя, человек нередко попадает в настоящую зависимость, ведь игра настолько сильно воздействует на органы чувств — в основном на зрение, что человек буквально уходит в нее с головой. Второй минус: современные компьютерные игры, в отличие от игр первого поколения, не оставляют простора воображению. Все, что только можно вообразить, уже нарисовано, и очень убедительно. Это значит, что человек, играя, как минимум не развивается — ему ничего не нужно додумывать, не включать фантазию.

Впрочем, есть в увлечении россиян видеоиграми и плюсы.

— Эта сфера досуга поставляет в нашу экономику будущих сотрудников ИT-сферы, очень, кстати, сегодня необходимых, — пояснил эксперт. — Ведь многие молодые люди приходят в ИT именно из компьютерных игр! А сегодня айтишник — это готовый оператор дрона в зоне проведения СВО. На самом деле повторяется ситуация с Великой Отечественной.

Ведь из кого набирали танкистов? Из трактористов: трактор и танк примерно одинаково управляются. А в летчики часто попадали те, кто умел водить мотоцикл. Техники не боятся, руль меняем на штурвал, доучиваем — и готов пилот. А оператор дрона сейчас часто получается из вчерашнего любителя «стрелялок» (игровой жанр в компьютерных играх, где миссия главного героя — это сражение с противником. — «ВМ»).

Второй, по словам эксперта, плюс развития компьютерных игр — появление в России их разработчиков. Так, например, в феврале 2023 года российская студия Mundfish представила видеоигру Atomic Heart, которая опередила по популярности многие западные. Это видеоигра в жанре «стрелялки». Сюжет разворачивается в альтернативном СССР в 1955 году. В футуристическом игровом мире Советский Союз — главный производитель роботов...

— В эту игру сейчас «рубятся» пользователи во всем мире. И российский производитель на этом зарабатывает. Что же в этом плохого? — рассуждает Дмитрий Винник. — Вообще России выгодно создать ситуацию, при которой игры будем производить мы, а играть в них будут за рубежом: пусть развлекаются и нам за это платят! А мы чем-то более важным займемся. Реальными, так сказать, вопросами и их решениями.

Избежать зависимости

Елизавета Горбанева, лауреат конкурса «Педагог-психолог России — 2022», дала советы, как не превратить своего ребенка в игромана и помочь близкому избежать зависимости от игр.

— Детям от 1 до 3 лет гаджеты с видеоиграми вообще лучше не давать, — пояснила эксперт. — Дело в том, что малыши быстро привыкают к ярким картинкам и «легким» эмоциям: нажал кнопку — и сразу случилось что-то необычное и крутое. В итоге у них становится меньше желания играть с родителями в реальные игры: например, строить дома из кубиков или лепить куличики в песочнице.

Как пояснила эксперт, через любимые видеоигры ребенка можно понять его интересы и предложить похожий опыт в реальной жизни. Если девочка на планшете играет в симулятор кафе, то можно привлечь ее к готовке дома: пусть она раскладывает картошку на противне или режет огурцы в салат.

— Надо понимать, что и у ребенка, и у взрослого может появиться зависимость от игры, — рассказывает Елизавета Горбанева. — Признаки, кстати, одинаковые. Например, синдром отмены. Когда человек не может поиграть в игру, у него начинается паника, может произойти нервный срыв или возникают другие, в том числе тяжелые и неконтролируемые эмоции.

Еще один признак — ему трудно оторваться от игры. Раньше человек играл несколько часов после ужина и ложился спать, а сейчас каждый день сидит до поздней ночи или даже до утра. Ему сложно вернуться из виртуального мира обратно в реальный.

Третий признак: у вашего близкого стало меньше интересов в реальной жизни. Он начал отказываться от того, что раньше приносило ему удовольствие: от встреч с друзьями, походов в ресторан или в кино, занятий фитнесом.

И что в таком случае делать?

— Если сказать близкому человеку напрямую: «Ты зависишь от видеоигр, иди лечись», — он обидится и разозлится. Лучше подступиться к этой проблеме с другой стороны: предложить ему сходить на сеанс к психологу, чтобы обсудить другую проблему — например, ссоры в браке, если речь идет о супруге, или о трудностях в учебе, если это ребенок. А на встрече специалист сам вый дет на проблему игромании и сможет определить, почему она все-таки возникла. Эксперты сходятся во мнении: компьютерные игры — это заменитель реальной жизни. Если у тебя «по жизни» что-то не получается, ты погружаешься в иную реальность — где получается и быстрее, и лучше. А ведь эта реальность еще и такая яркая, захватывающая! Совсем не то, что реальная жизнь. Проблема в том, что игры, как ни крути, — это суррогат. Жвачка вместо хлеба и мяса. Жевать можно, даже вкус поначалу есть. Но сыт не будешь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— Игры в истории человечества всегда были частью культуры. Не можешь что-то в реальной жизни? Сделай или утвердись в игре! Это так работает. Взять, к примеру, всевозможные «стрелялки». Чтобы пойти на настоящую вой ну, нужно быть молодым, здоровым и сильным, нужно долго учиться специальным навыкам — правильно передвигаться, стрелять, оказывать медицинскую помощь.

Не каждый способен стать воином. Удобно, и напрягаться не нужно! Второй важный момент: у современного человека много свободного времени. Ему не нужно с утра до ночи работать в поле, стоять у станка или доменной печи. Работа не отнимает у него все время, не забирает все физические и душевные силы. Свободного времени много, и его как-то нужно занять. Видеоигры — один из способов. Третий момент: в видеоиграх человек выстраивает нужный образ себя.

Примерно как на сайте знакомств, где все предстают красивыми, молодыми, богатыми, а на самом деле — серая мышь. В игре он может быть Наполеоном и Кутузовым в одном флаконе. Конечно, ему приятно! Поэтому он старается почаще примерять на себя этот образ, облачаясь в него практически ежедневно. Так, кстати, и возникает компьютерная зависимость.

КСТАТИ

Самой древней игрой человечества считается сенет — настольная игра из Древнего Египта, которую придумали около пяти тысяч лет назад. Доску для игры в сенет часто находили археологи в усыпальницах фараонов.

Эта игра была не только развлечением, но и представлением древних египтян о путешествии души в загробную жизнь. Игровое поле сенета — 30 клеток, выстроенных в три ряда. Два игрока используют палочки или кости с двумя разными сторонами, которые определяют количество ходов фишек, перемещающихся по z-образной траектории. Игра заканчивалась, когда все семь фишек игрока проходили финальную клетку.

Сенет требует логического мышления, однако для победы игрокам все-таки должно повезти. Соперники имеют возможность отбрасывать фишки друг друга назад и блокировать их продвижение. Последняя особенность роднит сенет с нардами.

СПРАВКА

Самой популярной компьютерной игрой в России среди пользователей Сети в возрасте от 16 до 64 лет стала World of Tanks — ее назвали 18 процентов респондентов, сообщают в совместном исследовании компании Global Web Index и Wargaming.

Второй по популярности стала Need for Speed, с долей 11,7 процента, а третье место досталось Minecraft — 11,3 процента. В пятерку также вошли футбольный симулятор FIFA и серия The Sims, где игроку необходимо развивать своего персонажа.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.