Есть только «МиГ», за него и держись: как проходили испытания боевой техники
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРовно 15 лет назад в торжественной обстановке в Московском Кремле была вручена награда Герой России летчику-испытателю, майору запаса Венеру Мухаметгарееву. Довольно редко испытателям присваивают это звание за совершение какого-то одного подвига — чаще это целая серия работ, связанных с риском для жизни и выходом из критических ситуаций. «Вечерняя Москва» пообщалась с героем.
— Венер Мансурович, расскажите, за что именно вы получили «Золотую Звезду» Героя?
— Работа летчика-испытателя очень часто связана с риском для жизни. При проектировании и создании нового аппарата невозможно рассчитать и предусмотреть все и сразу, сделать его надежным и безопасным. Именно для этого и проводятся летные испытания.
А также для того, чтобы проверить его характеристики, насколько они соответствуют тому, что закладывал в них конструктор. Иногда, чтобы определить ту грань, за которую нельзя заходить для безопасной эксплуатации самолета или вертолета, испытателю приходится заглянуть дальше и оценить «запас прочности». Поэтому испытатели нередко сталкиваются с нештатными ситуациями: отказами техники, необычным поведением аппарата, попаданием в малоизученные режимы полета, которые порой приводят к катастрофам. Были такие случаи и в моей работе — отказы в системах, неисправности двигателя, пожар в воздухе.
— Вы испытатель вертолетов «Ми» и «Ка». Расскажите, что это такое, не выдавая военных тайн.
— Испытание — это прежде всего интересная работа, возможность участвовать в создании летательных аппаратов. Наука и технологии не стоят на месте, появляются новые материалы, совершенствуются системы управления, внедряется искусственный интеллект. Все это дает толчок в развитии наукоемких отраслей.
В нашей стране две великие школы вертолетостроения, которые добились всемирного признания. Сегодня везде в мире летают вертолеты «Ми» и «Ка». Наличие двух КБ, двух подходов вносит элемент здоровой конкуренции. Это позволяет каждому из заказчиков, будь то Минобороны, Военно-морской флот, МЧС или компании по всему миру, выбрать подходящий для своих задач вертолет.
— Вы родились в Уфе. Откуда у простого уфимского парня мечта о небе?
— Республика Башкортостан тесно связана с авиацией. В Уфе один из старейших аэроклубов нашей страны имени дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.
Мы мальчишками часто бегали на высокий берег реки Белой, откуда были хорошо видны полеты самолетов аэроклуба и купола парашютов. Уфимский государственный авиационный технический университет уже более 90 лет готовит кадры для авиаотрасли. В Уфе находится крупнейшее моторостроительное предприятие, производящее двигатели для самолетов. В городе Кумертау уже много лет выпускают вертолеты «Ка».
— Как военный летчик дайте свою оценку спецоперации. С кем воюем, за что воюем и на какой срок это?
— Мне кажется, уже в сем давно понятно, что это не противостояние с соседним государством, с которым мы совсем недавно были одним целым. Это война с Западом, с агрессивным блоком НАТО, который поставил перед собой цель расчленить СССР, а потом и Россию, чтобы завладеть ее ресурсами, и, нужно признать, отчасти ему это удалось сделать. Это война за целостность и независимость РФ, и ведется она на территории бывшего Союза. Не берусь предсказать сроки, это будет зависеть от многих факторов, но думаю, что мы еще не перешагнули через его экватор.
— Что положительного дала нам СВО?
— Спецоперация раскрыла истинные цели Запада во главе с США. Запустила процесс изменения модели мироустройства к более справедливой многополярной модели, в которой будут учитываться интересы разных стран и народов. СВО обнажила массу проблем в структуре нашей экономики, способствовала началу ее переустройства.
Позволила очиститься от псевдопатриотов во власти, в искусстве и других сферах, которые не связывали свое благосостояние с благополучием России. Эти изменения придают силы настоящим патриотам, для которых Родина — не пустой звук.
— Про вас говорят — человек, который «поставил на крыло «Черную акулу». Что это значит?
— В создании и становлении легендарного вертолета «Черная акула» принимали участие большое количество специалистов. Каждый из них внес свой вклад в рождение боевого вертолета. От эскиза до серии машина прошла долгий путь, но благодаря труду ОКБ и специалистов смежных организаций получился надежный боевой вертолет с уникальными характеристиками. Я благодарен судьбе, что мне довелось внести свой скромный вклад в это.
— Поднимем неприятную тему. Предатель перегнал с курского аэродрома вертолет Украине. Чем это чревато по военной информации о ВС РФ?
— Тема действительно неприятная. Предательство в рядах нашей армии — вещь редкая и мерзкая. Оправдать действия угонщика невозможно. Самое страшное то, что от его действий погибли другие члены экипажа, которые остались верны долгу и присяге. С точки зрения передачи секретов угон вертолета не имеет серьезного значения. После угона перехватчика «МиГ»-25 капитаном Беленко в 1976 году система опознавания стала более защищенной, и коды меняются постоянно.
— Расскажите о семье. Чем занимается ваша жена, пошли ли дети по стопам отца?
— Жена — моя опора и поддержка во всех делах. Мы вместе с Люцией уже более 36 лет. Сыновья Марат и Артур выбрали другие профессии. Самое главное, что занимаются делом, которое им нравится. Мы стараемся чаще встречаться, вместе проводить время.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марат Алыков, летчик-испытатель, герой РФ:
— Венер Мухаметгареев — одним из уникальных действующих летчиков-испытателей. Благодаря боевому опыту, полученному в Афганистане, опыту, приобретенному за годы испытательной работы, он в совершенстве выполняет любой объем летных испытаний с максимально высоким качеством. Как следствие, его работа отмечена высокими государственными наградами: «Золотой Звездой» Героя РФ, званием заслуженного летчика-испытателя РФ, многими орденами и медалями.
ДОСЬЕ
Венер Мухаметгареев родился 22 декабря 1961 года в Уфе. В 1983 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.
В 1986–1987 годах в составе Ограниченного контингента советских войск принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан. В 1988 году поступил в Школу летчиков-испытателей имени А. В. Федотова, после окончания которой был распределен в Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, где продолжает работать летчиком-испытателем.