Дорогой дешевый труд
Кстати, незадолго до этого и семья Арутюняна в лице его дочери Лилит тоже выразила недоумение по поводу халата. Тем более что, по мнению Лилит, произошедшее в субботу, 13 июля, недалеко от Подольска, не более чем случайность: отец, мол, водитель опытный, 20 лет за рулем, КамАЗ знает, как свои пять пальцев. Что у Арутюняна просто не было выбора: в родной Армении он получал 35 долларов в месяц - не хватало, чтобы содержать семью. Он был вынужден браться за любую работу, за которую платили. И что в Россию приехал уже во второй раз - по приглашению знакомых. И, наконец, что за руль злополучного КамАЗа в тот день он сел в первый раз - раньше на нем ездил другой водитель. Тоже армянин, скорее всего. А раз все произошедшее - не более чем кошмарная случайность (глубокие соболезнования родственникам погибших), то, может быть, отправить Грачью на суд в родную Армению?... Ну вот как-то так.
Есть, конечно, нестыковки. Например, Грачью Арутюняна, за время его пребывания в России, штрафовали за различные нарушения правил дорожного движения не менее 8 раз. Или вот еще: как установила проверка, данный КамАЗ был собран из трех списанных машин, давно уже не проходил техосмотр - неужели опытный водитель согласился бы поехать на такой развалине, да еще имея за спиной 10 тонн груза? Можно, конечно, возразить - у Грачьи уже и в России появилось немало защитников, - что у Арутюняна не было другого выхода, кроме как сесть за руль: дома, в Армении, семье Арутюнян нечего кушать. И, если он не ушел бы в рейс, то остался бы без денег, а то и без работы.
И вот тут-то мы и подходим к основной проблеме.
Сколько получил бы Грачья за тот рейс (работа у него сдельная - оплата по факту)? Думаю, что не более 1000 рублей. То есть те же 35 долларов. Получается, что 18 человеческих жизней и здоровье еще 40 стоят 1000 рублей - по 15 на брата, если считать всех пострадавших. Возможно, что Грачье Арутюняну действительно просто не повезло. Но в этом случае получается, что сотни тысяч москвичей и жителей Подмосковья - каждый день рискуют своими жизнями. Потому что таких, как Грачья, сегодня на областных дорогах - тысячи.
Практически во всех районах области, и, особенно, Новой Москвы, на всех свободных "пятачках" стоят десятки грузовых машин, груженых досками, дровами, кирпичами, колодезными кольцами, тем же гравием. Из этого автопарка нет ни одного нового автомобиля - это ржавые, полуразвалившиеся "убитки" с номерами всех российских регионов и сопредельных государств. И их водители готовы отправиться куда угодно - лишь бы заплатили. По идее, у таких вот "извозчиков", с позволения сказать, должны быть проблемы с сотрудниками ГИБДД. Но вот коллеги-телевизионщики, по горячим следам озлобишенской трагедии, поговорили с такими водителями - и выяснили, что с гаишниками можно и "договориться". Так что проводи проверку или не проводи, вводи штрафные санкции за просроченные номера, за отсутствие техосмотра - толку будет немного.
Впрочем, равно как и во всех подобных случаях.
Сегодня трудовые мигранты - важная составляющая нашей жизни. Не говорю "экономики", потому что это не так. Мигранты едут в Россию потому, что это единственное государство на постсоветском пространстве, где за грубый труд платят деньги, в десятки раз большие, чем в "независимых" республиках. Они едут к нам строить дома и дороги, мести дворы, торговать на рынках, водить общественный транспорт. Они "бомбят" на московских улицах на старых "Жигулях" или не менее старых иномарках с прибалтийскими номерами (такие ни один уважающий себя инспектор ДПС никогда не остановит - взять нечего), работают в общепите. В общем, много чего делают. И готовы делать что угодно - лишь бы платили.
По соседству с редакцией, буквально в соседнем здании - огромное общежитие для строителей небоскребов в "Москва-Сити". Каждый день - утром и вечером - их везут на Краснопресненскую набережную и обратно на дымящих, дырявых от ржавчины "Икарусах". Спят они, судя по всему, вахтенным методом, по очереди. Едят что попало - недавно пару сотен работяг свалил желудочно-кишечный недуг. И что, вы полагаете, что, работая в таких условиях, они работают добросовестно?.. А ведь строят дома высотой более 200 метров! Можно вспомнить историю пяти-шестилетней давности, когда в одной из высоток в фундаменте были обнаружены трещины. Или недостатки, выявленные при проверке недавно построенного пятиуровневого торгового центра - этот скандал, к слову, как-то очень быстро замяли.
Уже мало кто питается в киосках шаурмой - осознали, что сальмонеллез или гепатит А крайне неприятные штуки. Уважающие себя москвичи предпочитают не садиться в "шахидмобили" - себе дороже. Да и к дворникам у горожан немало претензий: делают они в Москве все, что угодно - моют чужие машины, выгуливают чужих собак, - кроме того, что им необходимо делать. Т.е. убирать дворы и выносить мусор.
Вот и не могу не задаться вопросом: а нужен ли он, такой, с позволения сказать, наемный труд? Да, нанимателям он обходится дешево. Только всем нам он обходится слишком дорого.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции