Кому «Ладу», а кому «Камю»
Подобные попытки заставить работников носить и потреблять то, что сами производят, делались у нас неоднократно. И чаще всего становились темами для анекдотов. Вспомним неловкие попытки заставить наших чиновников ездить исключительно на «Волгах». Тогда, как дважды два, хозяйственники доказали: иномарки дороже, но в эксплуатации на порядок дешевле.
Мне же тольяттинские инновации напомнили эпизод из моей «нелегкой журналистской судьбы», когда в городе Париже человек с говорящей фамилией Камю пригласил меня с коллегой в ресторан — обсудить перспективы одноименного коньяка в Восточной Европе. После долгих посиделок, когда, казалось бы, все были сыты, Жак подозвал официанта и заказал еще по рюмке «Камю». «Понимаешь, — смутился он, — меня все тут знают, а если я не пью собственный коньяк, что подумают окружающие?» И рассказал, как его старший коллега по высшему менедж менту, который в силу слабости здоровья вообще не пьет, всегда в ресторане требует поставить на стол вазу с цветами с одной целью: незаметно слить в нее божественный напиток, который нужно публично потребовать в обязательном порядке.
Тот случай звучит классической байкой, но, хотим мы или нет, если производитель не поддерживает собственный бренд — как к этой марке должен относиться потребитель? Тем более что в России давно прошли те времена, когда «Лада» была синонимом автомобиля вообще как категории.
И, видимо, не случайно даже премьер пересек чуть ли не пол-Сибири на желтой спортивной «Ладе». Поддерживать отечественные бренды надо личным примером. Недаром в свое время британцы возмущались тем кинообстоятельством, что Джеймс Бонд, тоже своего рода бренд, ездит в фильмах исключительно на БМВ.
К слову, после эпизода с «Волгами» и у нас пришли к некоему компромиссу, обязав наши ведомства обзаводиться авто, исключительно собранными на нашей же территории, будь то «Вольво» или «Форд». Причем в них все чаще ездят пассажиры в костюмах от «Большевички». Поговаривали, что и «Мерседесы» первых лиц могут заменить на «ЗИЛы». Но это, видимо, вопрос не завтрашнего дня.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции