Главное
Истории
Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Где учатся дети знаменитостей?

Деградация образования? Нет, не деградация

Общество
Деградация высшего образования — это очень сильные слова. Сложно оценить, насколько они соответствуют действительности.

Но могу привести частный пример: в прошлом году Россия за счет экспорта компьютерного софта получила девять миллиардов долларов. Возникает вопрос: а кто это создал? Наши программисты активно отъезжают за рубеж, и перед страной уже стоит вопрос, как этот отток остановить. Так что, на мой взгляд, говорить нужно не об уровне подготовки специалистов, а о востребованности.

Второй важный момент — структура образования. Подготовка профессий сильно отстала от потребностей рынка, от новых технологий, от того уклада, который будет господствовать в ближайшее время. Молодежь, которая поступает сегодня, приступит к работе через пять–шесть лет. А с планированием образования, с сопряженностью структуры подготовки со структурой рынка труда у нас большие проблемы.

Причем это не столько вина Министерства образования, сколько следствие отсутствия у нас привычки составления долгосрочного прогноза, формирования баланса изменений на рынке труда. Мы попросту не отслеживаем, какие профессии будут востребованы, а какие вообще уйдут.

За последние годы Единый государственный экзамен претерпел серьезные изменения За последние годы Единый государственный экзамен претерпел серьезные изменения / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

И это серьезнейший промах. Новая, четвертая, индустриальная революция уже в дверях. В известном смысле слова это такой вызов, который, требуя ответа, будет вытягивать систему высшего образования на те рубежи, которые соответствуют экономическим, технологическим и многим другим потребностям.

И, наконец, последний риск состоит в явном недофинансировании системы образования в рамках национальных проектов. Из всего этого объема госфинансов на образование вот уже почти шесть лет выделяется чуть меньше трех процентов. Это серьезный вопрос, который требует соответствующего бюджетного маневра. Средства должны перераспределяться в пользу человеческого капитала, прежде всего, здравоохранения и образования. Пока, к сожалению, этого маневра я не вижу.

На мой субъективный взгляд, речь идет не о деградации образования, а о длительной его стагнации, об отставании от требований времени и экономики. И если мы хотим быть конкурентоспособными, с этими очевидными проблемами нам придется разбираться достаточно быстро.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.