Университетское образование - для мотивированных людей
Некоторые из них вызвали в обществе неоднозначную реакцию, поэтому хотелось бы разъяснить, о чём шла речь на съезде.
Сегодня нашей главной задачей должно стать качество образования. Безусловно, у вуза всегда есть соблазн набрать побольше студентов, даже не очень сильных, и все ради того, чтобы взять плату за обучение. Но надо понимать, что это серьезно сказывается на имидже учебного заведения, системы образования и страны в целом, что недопустимо. Сегодня наша общая линия – избавиться от халтурных дипломов, от халтурного образования и от халтурных абитуриентов, которые, ничего не зная, поступают на платные отделения, а иногда и на бесплатные.
Конечно, это не означает, что надо отсекать буквально всех, у кого низкие оценки. Нужен индивидуальный подход. Нередко бывает, что не очень прилежный студент становится гениальным, очень сильным ученым. Но лично я не боялся бы отчислять отстающих, не имеющих никакой мотивации, с первого и второго курсов. В университете должны учиться только мотивированные люди!
Если человек просто «учился», просто «получил диплом» или просто «заплатил за диплом» - неизвестно, что из такого студента выйдет. Скорее всего, его в будущем ждет разочарование. Хорошо, если он найдет себя в профессии, а если нет?
Поэтому бороться за качество образования необходимо преумножая все его траектории. Поясню, что имею ввиду. Молодой человек окончил университет, а куда потом он пойдет? И тут встает вопрос о системе профессионального образования, которая в свое время была в Советском Союзе: начальное, среднее, высшее. И на специалистов всех уровней был спрос. Но тогда работала промышленность, и именно она создавала его. Сейчас такая промышленность только возрождается. Уже наметились положительные сдвиги: мы возрождаем все траектории образовательной системы, а крупные корпорации задумываются, какие специалисты им нужны и каким должен быть уровень их знаний.
Также необходимо обратить внимание на фундаментальную науку в университетах, поддерживать ее, развивать. Без нее образование превратится в некое школярство. Пришел, отчитал лекцию и свободен. Наиболее эффективно проходит лекция, когда ее читает ученый, только что вышедший из лаборатории, где он совершил открытие. Это я знаю по себе: когда я, как математик, добивался научного результата, лекции проходили на высоком уровне. Даже если приходилось читать студентам что-то из другой области, вдохновение позволяло чувствовать себя победителем и заряжать этой энергией других. К сожалению, во многих университетах фундаментальную науку перестали финансировать. И эту тенденцию надо менять. Надо вкладывать в выдающихся ученых и в лаборатории.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции