Есть ли выход из пике
В 1945 году, когда началось развитие гражданской авиации, смертность составляла 27 человек на 1 миллион пассажиров. Сейчас ключевой в гражданской авиации показатель сократился до 1 смерти на 1 миллион пассажиров. Безопаснее всего полеты в Америке (0,25) и Европе (0,15), хуже всего в Африкой – 6. Россия в разные годы колеблется на уровне 2-3, и это очень плохой показатель. При этом пассажиропоток в России в 20 раз меньше¸ чем в США, и снизился за последние 20 лет в 4 раза. Кстати, смертность в автотранспортных происшествиях у нас тоже значительно выше, чем в Европе.
Так что говорить в который раз о человеческом факторе – закрывать глаза на проблему. Где начинается и где заканчивается этот самый человеческий фактор?
В пилотах ли дело, если, по признанию бывшего министра транспорта Игоря Левитина, 46 процентов наших самолетов годится только на запчасти, но летают. В России осталось единственное Ульяновское училище, где готовят гражданских пилотов. В условиях кадрового дефицита командирами экипажей сплошь и рядом становятся летчики, не имеющие достаточного опыта. Что касается авиакомпании «Татарстан», то она находится в глубоком экономическом кризисе, зарплата пилотов составляет 20 тысяч рублей, и квалифицированные специалисты увольняются скопом. Что и сказалось в небе над Казанью.
В СССР были мощные Министерство авиационной промышленности и Министерство гражданской авиации. Сейчас за авиацию в ответе даже не семь, а больше нянек. В итоге дитя больное, из хворей не вылезает. Новый лайнер «Суперджет», который год не может встать на крыло. Наша авиация находится в глубоком пике. В СССР 15 авиазаводов делали 1 500 машин в год, каждый второй самолет в мире был выпущен в нашей стране. Сейчас мы выпускаем гражданских самолетов смехотворно мало, пальцев на одной руке хватит. «Боинг» и «Эрбас» делают по одному лайнеру каждый день. Но если ты разучился делать самолеты, то автоматически ты летать начинаешь хуже. Человеческий ли это фактор?
Однажды перед рекордным полетом Сталин спросил Чкалова: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?». Чкалов твердо ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке». Чкалов выполнил обещание. Сейчас перед самым обычным полетом такую уверенность выкажет не всякий летчик.
Есть ли выход из этого пике? Все еще вопрос.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции