Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Скандалы на Олимпиаде в Париже

Скандалы на Олимпиаде в Париже

Даниил из «Аэрофлота» и другие: бортпроводники покорили социальные сети

Даниил из «Аэрофлота» и другие: бортпроводники покорили социальные сети

Когда появилась окрошка?

Когда появилась окрошка?

Что происходит с олимпийскими объектами после игр?

Что происходит с олимпийскими объектами после игр?

Метод культурного просвещения

Общество
В Театральном центре на Страстном раз в месяц играют спектакль «Записки на манжетах» творческого объединения «Вне…Театр». В основе — малоизвестное произведение Михаила Булгакова. Отчасти автобиографическое, но, скажем так, с допустимыми в художественной литературе вольностями.

Режиссер Григорий Южаков сочетает драматическое искусство с цирковым и музыкальным — в синтезе всех этих направлений заключается главная фишка постановки. Спектакль действительно эффектный, яркий, порой смешной — когда, например, три машинистки, не отрываясь от набора текста, шутят над Булгаковым: «Вы так к нам бежали. И правильно! «Бег» сыграет в вашей жизни большую роль!» Такие заигрывания с массово-популярными произведениями читаются зрителями на раз. Однако в постановке, собственно как и в самом произведении, действуют реальные лица. Например, Юрий Слезкин или Борис Пильняк. Положа руку на сердце, какой процент зрителей сходу вспомнит этих литераторов? Конечно, может быть, сказывается разница поколений, но мне все же кажется, дело в другом. Теперь мы знаем только самых ярких представителей литературы начала XX века, ставших классиками, и если вспомнить инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых, «в будущее взяли не всех». Если Ахматова или Мандельштам, образы которых есть в спектакле, угадываются безошибочно, то вот образы иных литераторов точно не поддаются мгновенному опознаванию.

Метод культурного просвещения Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Спектакли-байопики, поставленные по автобиографическим произведениям, мемуарам и воспоминаниям современников, сейчас очень популярны и востребованы, создаются не только к юбилейным датам, а часто и просто потому, что стали интересны тому или иному режиссеру. У этих постановок есть несколько типов зрителей. Фанаты персоналии, о которой идет речь, — такие, как правило, прекрасно ориентируются в фактах и им важна художественная интерпретация. Но есть и те, кто ориентируется на известную фамилию и идет, чтобы расширить кругозор и узнать больше об авторе, например, нашумевшего романа «Мастер и Маргарита».

Перед режиссерами неизменно встает вопрос — должна ли быть постановка образовательной? Учесть уровень подготовки всех зрителей невозможно, пояснить и рассказать детали о каждом герое — тоже. Что ж, придется оставить решение на совести почтенной публики — при современных технологиях легко можно узнать, кто такие Юрий Слезкин и Борис Пильняк, было бы желание... И как раз возбудить это любопытство, зажечь в зрителях стремление узнавать больше о заинтересовавшей их личности — главная задача режиссера. Успех такого спектакля, возможно, определяется тем, насколько в интернете возросло число запросов по теме постановки. Может быть, это и есть тот самый идеальный метод культурного воспитания, заключающийся не в подаче информации, а в побуждении к ее самостоятельному поиску.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.