Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Казимир Малевич — открыватель пустоты

Общество
23 февраля отмечается некруглый — 145 лет со дня рождения — юбилей Казимира Малевича. Художника, которого трудно, почти невозможно любить, как любят, скажем, задумчивых нежных мадонн Джованни Беллини или левитановские пейзажи. Но его главную картину «Черный квадрат» знают даже те, кто совершенно равнодушен к живописи.

Неизвестно, вошел бы в историю искусства скромный чертежник из Курска, получи он классическое художественное образование. Очень хотелось, да не вышло: Малевич трижды поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — и трижды был отвергнут. Но это ничуть не поколебало его веры в себя. Тем более что в те годы академическая выучка сильно упала в цене. Зачем художнику копировать натуру, если фотография в десять раз достовернее и в сто раз дешевле? Даешь новаторское преображение действительности! Малевич начал с подражания импрессионистам, вскоре перешел к символизму, затем к кубофутуризму. В конце концов он выработал собственный стиль, назвав его супрематизмом. Художник объявил, что круг, квадрат, прямоугольник и прямая линия (привет от бывшего чертежника!) — первооснова всех форм. А значит, только они и достойны живописания. «Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства», — объяснил он свою творческую эволюцию. Сыграла роль и откровенная ставка на эпатаж. На футуристической выставке «Квадрат» повесили в «красном углу», как икону в русской избе. Молитесь художественной зауми — новой богине искусства!

Казимир Малевич — открыватель пустоты Фото: public domain

Искусствоведы молятся ей до сих пор. Вы только взгляните, просят они, на «Зеленую полосу» последовательницы Малевича Ольги Розановой! Как много в этой полосе заключено всякого разного. А Марк Ротко, американский абстракционист с русскими корнями, чья выставка проходит сейчас в Париже! Его разноцветные прямоугольники выражают весь спектр человеческих эмоций — от смеха до слез. Сомневаетесь? Вот вам сугубо материальное доказательство торжества абстракционизма: несколько лет назад «Супрематическая композиция» Малевича ушла на аукционе за 85 миллионов долларов.

Говорят, что своим «Черным квадратом» он убил живопись. Конечно же, нет. Погружаясь в бездну беспредметности и бессодержательности, Малевич всего лишь коснулся дна, от которого оттолкнулись уже другие художники. В современном искусстве много невыразительного, странного, заумного. И все же мысль, как правило, присутствует. Ведь только она одна и способна пронзить зрителя. Когда-то Малевич, открыв портал в пустоту, призывал ниспровергать старое искусство и жечь Рафаэля. А теперь сам стал музейным экспонатом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.