Антирекорды новых санкций: что известно о содержании нового пакета
Но пока его не удается согласовать из-за позиции Венгрии. Единственной страны, у которой есть возражения. Правда, подобная ситуация уже возникала и с несколькими предыдущими пакетами, но в результате Будапешт все согласовывал. И сейчас идут переговоры об условиях, которые могли бы устроить и Брюссель, и Будапешт.
Что же известно о содержании нового пакета? Например, что новые положения изложены более чем на 90 страницах, что там предусмотрены санкции против примерно 60 физических лиц, а также против 55 юридических. Предлагается впервые принять санкционные меры в отношении трех компаний из материкового Китая, одной компании из Индии, а также нескольких компаний из Казахстана, ОАЭ, Сербии, Таиланда, Турции и даже Шри-Ланки, — все за обход антироссийских санкций и сотрудничество с Москвой.
Пока непонятно, будет ли принято предложение Чехии о запрете российским дипломатам передвигаться по Европе, кроме как по тем странам, в которых они непосредственно аккредитованы. Известно, что против этого предложения выступают Австрия, Германия, Франция и некоторые другие страны, которые указывают, что в условиях отсутствия контроля на внутренних границах Шенгенского пространства эту меру будет трудно администрировать.
Судя по всему, в санкционные списки не попадут новые отдельные сферы российского экспорта и импорта. В этом плане санкционный потенциал Евросоюза близок к исчерпанию, хотя еще и не исчерпан до конца. Просто ущерб от собственных санкций превышает для Европы ущерб, наносимый Москве.
Относительно новым сюжетом стало включение нескольких российских логистических компаний, которые, как утверждают в Евросоюзе, причастны к поставкам вооружения в Россию из Северной Кореи, хотя и Москва, и Пхеньян такие поставки отрицают. Санкции против российского алюминия в будущем теоретически возможны, но это может ударить по некоторым странам Европы, которые от таких поставок сами зависят.
Другие потенциальные сферы, которые могут находиться под ударом, — это экспорт российского СПГ, а также ядерного топлива для АЭС. Группа восточноевропейских стран, включая Латвию, Литву, Эстонию и Польшу, выдвинула также новую инициативу, которая может быть включена уже в 14-й пакет санкций, обозначив ее как «Три нет». Они настаивают, что не должно быть никаких новых контрактов с российской госкорпорацией «Росатом», никаких инвестиций в сектор российской гражданской ядерной энергетики и никакого нового экспорта обогащенного урана для АЭС из России. Притом что именно России принадлежит не менее трети мирового рынка обогащения урана для АЭС.
Основная тенденция развития санкционного процесса, а нет сомнений, что он не остановится ни на 13-м, ни на 14-м пакетах, заключается теперь не столько в том, чтобы включать какие-то новые сектора в черные списки, хотя это тоже будет, а в том, чтобы максимально затруднить обход санкционного режима с помощью посредников из третьих стран.
Так, администрация Байдена своим указом в конце прошлого года разрешила вводить вторичные санкции против компаний и стран-нарушителей. Аналогичным путем пойдет и Евросоюз. Общее число санкций уже превысило 13 тысяч, что является абсолютным рекордом всех времен и народов, намного превосходя те ограничительные меры, которые были введены против Северной Кореи и Ирана. Однако европейские санкционеры дают понять, что они готовы к новым антирекордам.
Притом что примерно с самого начала было ясно, что никакие санкции не способны изменить поведение Москвы. Зачем же тогда их все время придумывают новые, встает вопрос . Но для европейских функционеров он, видимо, является сугубо риторическим. Потому что, мол, надо же что-то делать, а ничего другого мы позволить себе не можем. Не отправлять же свои войска воевать с Россией на Украину.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции