«Спасибо за покупку»: почему так важен этикет
Везде знают телефонный бизнес-этикет, правила приветствий и представлений, нормы деловой переписки, основы офисного гостеприимства. Даже летом в сильную жару в метро можно увидеть девушек в деловой одежде и обязательно в колготках. Это свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки.
В начале 2000-х годов в Москве уже встречались офисы банков и крупных компаний с дорогой мебелью, мрамором, экзотическими растениями и цветами. Но сотрудники могли появиться на службе в джинсах и даже в сандалиях, а женщины вообще одевались, исходя исключительно из личных предпочтений.
Подобные ошибки возвращали нас в эпоху социализма, когда выбор товаров был невелик и считалось нормой то, что специалист должен наилучшим образом выполнять свою работу, но как он при этом одет, не имело никакого значения.
Сейчас мы уже привыкли к тому, что даже в сетевых магазинах говорят «Спасибо за покупку», «Ждем вас снова». А недавно я была по-настоящему изумлена, когда слесарь из управляющей компании, закончив работу, сказал: «Благодарю вас за обращение».
Еще несколько лет назад представить подобное было просто невозможно. Хорошие манеры не только прибыльны, но и заразительны, и когда все вокруг стремятся быть приветливыми, транслируют дружелюбие, то меняется сама атмосфера в обществе.
Конечно, было бы неверным думать, что тема этикетного воспитания и обучения исчерпана. Не все понимают значимость и необходимость уважительного отношения к другим людям, к их жизни и чувствам, не воспитывают в себе терпимость и эмоциональную сдержанность.
Проблемы часто возникают в общении между соседями, родителями, пассажирами, теми, кто делает ремонт в многоквартирном доме, слушает громкую музыку и т.д. Нередко молодые люди демонстрируют в быту, на работе, в общественном транспорте самые грубые формы агрессивного поведения. Но особенно печалит обилие ненормативной лексики, в том числе в речи девушек и юношей.
Остается надеяться на то, что те, кто уже обучался деловому этикету и светским манерам в конце 1990-х — начале 2000-х годов и позже, оценивают огромную значимость этих знаний и хорошего воспитания для карьерного роста и личного успеха. Они смогут передавать эту науку своим детям на примерах собственной жизни и судьбы.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции