Николай Зиновьев: дарить кому-то свет с теплом
У лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Николая Александровича Зиновьева есть стихотворение об этом:
Скоро полночь, сижу у камина,
Шевелю кочергою поленья,
На лице моем грустная мина:
Так сгораем и мы – поколенья.
Но яснеет души моей смута, –
Пусть порою в чаду и в дыму,
Но мы все же дарили кому-то
Свет с теплом. И неважно кому…
У лирического героя сначала невеселые мысли. Кажется, что, как сгорают поленья, рассыпаясь до состояния золы и исчезая, так и поколения людей уходят одно за другим, «сгорают». Но потом к нему приходит другая ассоциация: поленья кладут в камин, чтобы получить тепло и свет, люди тоже могут дарить тепло и свет. Разумеется, теплота от огня и от человека — не одно и то же, но все же есть здесь определенная аналогия.
Благодаря ассоциации лирический герой понимает, что́ наполняет смыслом любую человеческую жизнь, что́ позволяет судить о ее глубокой наполненности любовью к близким. Это тепло и свет, которые человек подарил другим людям. Под словами «тепло и свет» можно понимать и нежную любовь в семье, и заботу, и милосердие, и доброту, и поддержку, и надежду, и помощь, и вдохновение, и влияние на человека, благодаря которому он сам, его жизнь изменились к лучшему. Если человек дарил другим частичку своего сердца, значит не был сосредоточен только на себе и на своих интересах, не был эгоистичным, думал не только о своем благе, учитывал не только свои интересы.
Последние строки стихотворения «и неважно кому» несут в себе много смысла. Человек может дарить тепло и свет не только самым близким, с кем видится и взаимодействует регулярно, но и людям, которые могут показаться случайными, кто встретился на пути всего один раз, кто сейчас на рубежах страны защищает не чью-то, а нашу жизнь, нашу землю и нашу веру. Слова поддержки, написанное доброе слово, например, поздравление с праздником Рождества, сказанные или направленное малознакомому человеку, но дошедшие до самого его сердца. Небольшая сумма денег как часть крупного сбора на срочную платную операцию. Горячий обед и теплые носки, которые помогли бездомному пережить холодную ночь, а на следующий день у него появился шанс изменить свою жизнь. Бескорыстная помощь по дому кому-то нуждающемуся в данный момент, и мы в этом компетентны и знаем, как помочь, — очень ценна. Профессионализм, внимание к окружающим, которое производит впечатление на сослуживцев — возможно, какой-то юный человек поймет, что сам хочет стать таким; а пожилой увидит, что и сейчас есть неравнодушные люди и хорошие специалисты, и порадуется.
Бывает, что человек готов дарить тепло только своим домашним, а ко всем остальным он холоден, неприветлив, не склонен помогать никому. Бывает, наоборот: вежлив, любезен, приветлив и вроде бы добр с посторонними, а с самыми близкими эгоистичен и груб, и дети его в семье боятся. Как важно помнить, что свою любовь, свет с теплом мы должны стараться дарить разным людям: и близким, и дальним. Разные будут проявления, разный масштаб, но направление, стремление должно быть именно таким. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» — говорит апостол (1 Ин. 1: 6-7).
Человек не только сам должен стараться дарить тепло и свет. Ему необходимо научиться видеть проявление добра в находящихся рядом людях, в том числе среди рутинной повседневности. Надо стремиться это увидеть. Как и советует нам преподобный Амвросий Оптинский: «В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное».
Вспомню строки Николая Зиновьева:
Хоть каплю радости, судьба!
Яви отрадную картину.
Я вышел в степь, на луговину,
И что я там увидел, ба!
Зарю, что зорям всем заря,
Корову пасшего мальчишку,
Он Нового Завета книжку
Читал, губами шевеля…
Все это заметит человек, поэт, умеющий видеть свет, красоту, радость этого, данного нам Богом мира. Он замечает великолепие зари. Видит мальчика, вышедшего пасти корову и читающего Евангелие, что вызывает восторг у поэта (для него радость). Он понимает, что продолжается живая жизнь: как и века назад, мальчик пасет корову, люди живут в деревнях и селах, держат коров, пьют молоко, дети участвуют в общем труде. Да, этого не так много, как когда-то, но не исчезло же, есть, продолжается. И этот простой мальчишка с книгой в руках Нового Завета. А значит — живо в людях духовное, нравственное начало, жива вера. Мальчик читает, «губами шевеля» — так читают дети, которые недавно научились чтению, они еще не очень уверенно складывают слога в слова, не как взрослые. И у него в руках уже не какая-то книжка с простеньким текстом, а Новый Завет. Это характеризует и самого ребенка, и его семью и других близких людей. Конечно, здесь вспоминается и эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского, и связанные с ним картины. Безусловно, в стихотворении — не повтор этого эпизода, но, как мне кажется, есть отсылка и к нему как части нашей истории и нашей культуры.
Можно надеяться, что мальчик, еще помогающий себе при чтении губами, но уже внимающий словам Евангелия, скоро сам сможет дарить кому-то тепло и свет. Может быть, уже дарит. Думается, никак иначе и быть не может, потому что: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, <…> для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3: 16-17).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции