Рождественская сказка на новый лад
В минувшие выходные на сцене Большого театра состоялся премьерный показ спектакля московского Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева — «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Когда-то Наталия Касаткина и Владимир Василев в размышлениях о своей будущей хореографической повести «Кракатук» о взрослении девочки Мари и ее всепоглощающем чувстве первой любви задумали сделать акцент на предыстории превращения прекрасного юноши в деревянного уродца для щелканья орехов. Теперь Касаткина этот замысел воплотила в сценический образ нового балета.
Еще одним новшеством стало участие в постановке вокального ансамбля под управлением Николая Азарова и учащихся балетной студии «АкТер», благодаря которым происходящее порой напоминало детский утренник.
Идея «авторских снов» и «театра в театре» в балетных спектаклях не нова, но в «Кракатуке» она воплощена мастерски, с выдумкой. Это рассказ Дроссельмейера (Николай Чевычелов) о ведьме Мышильде и ее сыне принце Крысике (Виталий Елагин), о волшебном орехе и смелом юноше, племяннике Дроссельмейера, который вместе с игрушечным войском поборол мышиную нечисть, но по воле Мышильды был превращен в щелкунчика, раскалывающего орехи.
После жестокой битвы армии щелкунчиков с мышами и победы добра над злом, после волшебных возвращений героев из колдовских перипетий в реальность, рождественский спектакль закончился по-голливудски: хеппи-эндом и свадебным адажио Мари (Екатерина Березина) и Принца (Алексей Орлов).
«Кракатук» поставлен на музыку Петра Чайковского и Эдуарда Артемьева, известного широкой публике работами к фильмам «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталия Касаткина, народная артистка РСФСР:
— Мы предлагаем предысторию тех событий, которые всем известны по классической версии известного балета. В свое время из гофмановской истории Мариус Петипа выбрал только финальную часть, а занимательная история о том, как Принц стал деревянной куклой-Щелкунчиком, что происходило с девочкой Мари, Принцессой Пирлипат, какие интриги плела Королева Мышей и какую роль сыграл волшебный орех Кракатук, осталась только на страницах книги, не получив своего воплощения в балете.
Читайте также: Чем театр прельщает зрителя