Центробанк планирует установить лимит на покупки в маркетплейсах
Сегодня более 50 процентов финансового оборота в торговле приходится на онлайн-платформы. Успех онлайн-маркетов объясняется низкими ценами и возможностью покупки в рассрочку, что не требует обращения в банки. Однако это вызывает недовольство владельцев традиционных магазинов и торговых центров, так как их прибыль снижается.
Также недовольны банки, которые теряют клиентов при крупных покупках. Центробанк под руководством Эльвиры Набиуллиной планирует регулировать сервисы рассрочки, ссылаясь на заботу о финансовой нагрузке на граждан.
— Это же надо регулировать! Это влияет на вашу возможность платить по другим кредитам, возможность покупать еду, это влияет на ваш бюджет. Поэтому регулирование, на мой взгляд, оно назрело, — указала глава департамента Центробанка.
Центробанк планирует установить лимит на покупки в рассрочку без переплат в размере 60-80 тысяч рублей. Это связано с ростом использования BNPL-сервисов (типа «сплита»), которые за два года принесли более 42 млрд рублей, а в 2023 году — 100-120 млрд рублей. В ответ на это ЦБ предложил перевести платную рассрочку в разряд потребительских кредитов, создать реестр операторов бесплатной рассрочки и установить лимиты.
Набиуллина отметила, что банки и маркетплейсы станут более похожими, но это не означает, что банки начнут предоставлять выгодные условия для онлайн-покупок. Скорее всего, маркетплейсы будут вынуждены следовать банковским правилам, что приведет к снижению выгоды для покупателей и усложнению процесса оформления рассрочки, передают «Аргументы недели».
Ранее Набиуллина заявила о необходимости перекрыть кислород черным кредиторам. Об этом она сказала, выступая с годовым отчетом в Госдуме.