В семье не без «Запорожца»: эволюция самого доступного советского автомобиля
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ23 ноября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» сошел первый «Запорожец», ставший культовым советским автомобилем. «Вечерняя Москва» вспоминает историю легенды.
Прообразом первого «Запорожца» стал очень популярный в Европе итальянский FIAT-600. Но калькой «Запорожец» не назвать. Кузов переделали, чтобы разместить сзади более крупный 746-кубовый мотор. Отсюда и появился «горб». А главным преимуществом «горбатого» была цена — 1800 рублей. Для сравнения, 21-я «Волга» стоила тогда шесть тысяч рублей.
ЗАЗ-965: двери и двигатель наоборот
В крошечное авто помещались 4 пассажира. Двигатель располагался сзади, а двери открывались вперед. Модель выпускалась до 1963 года. Цена: 1800 рублей (190 тысяч рублей).
ЗАЗ-968М: дизайн стал лучше
968-й неоднократно модернизировался, самое значительное внешнее отличие получила модификация «М». У нее исчезли уши, на смену которым пришли решеточки. Цена: 5750 рублей (500 тысяч рублей).
ЗАЗ-966: ушастый
«Запорожец» в новом, самом узнаваемом кузове вышел в 1966 году и выпускался до 1972 года. Он получил новый двигатель объемом 1,2 литра и мощностью около 40 лошадиных сил. Воздухозаборники системы охлаждения автомобиля прозвали «ушами», а сам автомобиль — «ушастым». Цена: 2200 рублей (230 тысяч рублей).
ЗАЗ-968: новые «примочки»
Модернизация «Запорожца» 966 получила новую приборную панель, фонари заднего хода. Авто производили с 1970 по 1994 год. Цена: 3000 рублей (315 тысяч рублей).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
— ЗАЗ никогда не был лидером советского автопрома, но некоторые важные задачи этот завод решал. Например, обеспечил инвалидов автомобилями с ручным управлением. Да и «Жигули» были не всем по карману. Над «Запорожцами», точнее, над их владельцами, подшучивали. Но были времена, когда и за этой машиной выстраивались очереди.
ФАКТ
Несмотря на форму, по сравнению с «Жигулями» и «Москвичами», кузов самого дешевого «Запорожца» обладал большим ресурсом, стойкостью к коррозии.