Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Картины посвятят музею: столичные художники работают над серией рисунков к юбилею Третьяковской галереи

Город
Москвичка Марина Лифар — участница организации «Художники Чертанова» рисует на пленэре фасад Третьяковской галереи и памятник Павлу Третьякову
Москвичка Марина Лифар — участница организации «Художники Чертанова» рисует на пленэре фасад Третьяковской галереи и памятник Павлу Третьякову / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва
Москва, Лаврушинский переулок, 10с4 Карта всех событий

15 августа Третьяковская галерея отмечает свое 130-летие. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснила, почему здание в Лаврушинском переулке так привлекает художников и посетителей.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие Третьяковской галереи. Павел Третьяков написал заявление в Московскую гордуму о передаче городу своего собрания, а также работы его брата Сергея. Конечно, Александр III был рад такому подарку и даже решил вручить Павлу дворянский титул, но тот из вежливости отказался. Все картины хранились в доме купцов Третьяковых в Лаврушинском переулке. Постепенно к нему начали делать некоторые пристройки.

— Для любого художника России здание Третьяковской галереи — сакральное, одно из самых важных и значимых, — отмечает один из руководителей организации «Художники Чертанова» Илья Белоусов. — Парадный вход — пристройку к дому Третьякова — разрабатывал известный художник Виктор Васнецов, опираясь на древнерусское зодчество. Согласно проекту, у входа должен быть слегка оштукатуренный и окрашенный кирпичный фасад, четко организующий пространство. Также фасад служит и плоскостью для размещения в своей верхней части декоративных поясов в русском народном стиле.

Именно 15 августа «Художники Чертанова» соберутся у Третьяковки и устроят пленэр. В своих работах они попробуют передать все тонкие линии фасада здания. В числе художников и Марина Лифар. Она устроила себе пленэр чуть раньше, в свой выходной.

— Я хочу изобразить старое здание Третьяковки, — говорит Марина, пока готовит холст и краски. — Все художники работают на пленэрах абсолютно по-разному.

Никогда не знаешь, что люди начнут рисовать. Кто-то может начать изображать старое здание, кто-то новое, а кто-то захочет нарисовать облака над памятником Третьякова. Это увлекательное занятие. Пленэры мы устраиваем часто. Но участникам не обязательно прорисовывать каждую деталь. Они могут просто изобразить общий вид.

Пока идет наш разговор, из галереи выходит член Союза писателей России и Московского союза художников Полина Нечитайло. Она решила поздравить любимый музей с днем рождения, а заодно еще разок осмотреть экспозицию.

— Я с детства хожу в Третьяковку. И для меня великое счастье и ответственность родиться в творческой семье. У меня вся династия по отцу — живописцы, — отмечает москвичка.

Мама Полины Людмила Мальцева, актриса и культуролог, с юных лет приучала дочь к прекрасному. Она выросла среди картин и книг, вместо раскрасок листала большие, увлекательные монографии художников. А поход всей семьей в Третьяковскую галерею или Музей изящных искусств всегда был для девочки особенным событием.

— Мы его ждали, он был радостным исследованием прекрасного мира волшебства, красоты и тайны, что потом обрело свое имя — Творчество, — рассказывает Нечитайло.

Художник подчеркнула, что труд Павла Третьякова сложно переоценить. Он создал всемирно известную галерею — с вниманием отбирал картины, с трепетом относился к художникам, ходил в мастерские и на выставки.

Конечно, в год 130-летия Третьяковской галереи ее руководители не оставят посетителей без новинок. Так, 25 августа 2023 года откроется выставка художника Александра Рубцова «Под солнцем Карфагена», а 14 сентября в Новой Третьяковке состоится открытие выставки «Век спорта». Ее приурочили к 100-летию московского спорта.

Про это неоднократно говорил руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

— Третьяковская галерея и Пушкинский музей уделяют большое внимание современному искусству. Не надо их воспринимать только в ретроконтексте. Художественные споры всегда были, есть и будут. К сожалению, столь часто обсуждаемый арт-эпатаж нередко является лишь способом компенсировать творческую недоодаренность. Когда автор не может своим произведением что-то выразить или у него это получается хуже, чем у других, вот тогда предпринимаются акции, на которые у более талантливых художников может просто не хватить совести, — отметил Александр Кибовский.

По его словам Москва — огромный мегаполис, имеющий многомиллионную аудиторию. У каждого настоящего художника, будь он самый консервативный реалист или неистовый актуалист, найдется свой зритель. И это придает уверенности в своих силах.

ИСТОРИЯ

12 сентября 1893 года Павел Третьяков передал свое собрание в дар городу. Вместо того чтобы взять титул дворянства, подаренный Александром III, Третьяков стал пожизненным попечителем галереи. Одной из самых первых представленных картин была «Мокрый луг» Федора Васильева. Она известна тем, что Павел Третьяков в письме просил художника не продавать других своих картин, пока меценат не выберет что-то себе. На данный момент одной из самых посещаемых экспозиций остается картина Ивана Крамского «Иисус в пустыне». Павел Третьяков писал о ней, что она нравится не всем, тем не менее сам он считал ее самой лучшей картиной русской школы. Третьяков хотел в картинах показать русскую культуру. Именно поэтому в свою коллекцию приобретал изображения литераторов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Нечитайло, заслуженный художник РФ:

— Я очень любил ходить в Третьяковку. Наш педагог по искусству в Суриковском институте, Елена Сергеевна Тимрот, пригласила нас посмотреть в новой экспозиции только что отреставрированную и впервые выставленную икону Святой Троицы Андрея Рублева.

Никогда мы не видели таких открывшихся нам красок. Наша группа долго не могла оторваться от этой удивительной небесной гармонии красоты, любви. Долго рассматривали Сурикова — его «Боярыню Морозову» и «Меншиков в Березове», — где через страдание показана духовная красота. Шишкин сердечно прописывал свои работы, с такой любовью относился к России. Нестеров трепетно и одухотворенно собирал свет белых ночей.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В момент передачи в собрании находилось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы. Кроме этого, там находилось 75 картин и 8 рисунков европейской школы, а также 15 скульптур и коллекция икон. Тогда это был музей Третьяковых.

К 1918 году, когда галерею национализировали, коллекция составляла около 4000 экспонатов. К 1975 году она увеличилась до 55 000. Сегодня в Третьяковской галерее хранится более 170 000 произведений. Это уникальное собрание русского искусства.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.