Композитор, поэт и художник: легендарное трио создало мюзикл «Доходное место»
24 февраля на сцене Московского театра оперетты прошла премьера мюзикла «Доходное место» в постановке Валерия Архипова. В создании спектакля приняли участие признанные мастера своего дела: музыку написал композитор Геннадий Гладков, либретто — поэт Юлий Ким, художником-постановщиком выступил Борис Краснов, художником по костюмам — Виктория Севрюкова. Результатом их работы стал музыкальный спектакль, в котором верность традициям русского драматического театра блестяще уживается с изящным слогом песен, яркой и оригинальной музыкой. Технические возможности сцены позволили создать для «Доходного места» уникальную для мирового театра сценографию.
Академичность не позволила театру оперетты отступить от рукописи Островского. Да этого и не требовалось: долгая история сцены научила ее ставить классику интересно и актуально в любые времена. Все здесь, как в одноименной пьесе драматурга. Молодой идеалист Василий Жадов, выпускник Московского университета и служащий канцелярии, принципиально отказывается брать и давать взятки, обманывать. Такая позиция делает его белой вороной среди коллег, сверстников. Даже жена в какой-то момент отказывается жить по его правилам: они делают их существование пусть честным, но очень бедным. В результате всех перипетий Василий все же остается верным своим убеждениям, их принимает его жена, а «счастливчиков», наживших состояние подкупом и ложью, арестовывают и судят.
Создатели спектакля сумели правильно расставить нравственные акценты и при этом остаться в рамках жанра мюзикла, развлекательного и не отягощенного идеями. Мораль пьесы о превосходстве честности перед враньем донесена зрителю полностью, но как бы невзначай. Этому способствует, в частности, прием утрирования: на грани, но без перегибов, играет Фелисату Герасимовну Инара Гулиева; Павел Иванов делает своего Жадова по-детски наивным, но не инфантильным. Дмитрий Шумейко в роли Досужева и вовсе играет, что называется, на острие, на радость публики награждая пьяного человека удивительной органичностью и естественностью. Утрируется в спектакле не только игра: например, такую же крайне преувеличенную форму художник Борис Краснов придает и сейфу главного богача пьесы Аристарха Владимировича Вышневского (его играет Игорь Балалаев). Это огромный металлический шкаф с массивным кодовым замком, размещенный по центру сцены. По задумке художника, он отождествляет золотого тельца — идола, которому поклоняются завравшиеся герои пьесы.
По словам Краснова, осуществить свои сценографические фанатазии на сцене Московского театра оперетты не составляло особого труда: его техническое оснащение соответствует всем последним требованиям индустрии развлечений. Среди уникальных возможностей театра не только для России, но и Европы можно назвать огромный пиксельный экран на заднике сцены: в «Доходном месте» он дополняет сценографию — на нем сменяются различные виды интерьеров. Неизменными остаются только книжные стеллажи под потолок по бокам сцены и большая резная лестница из дерева с маршами по бокам, стоящая в глубине. В результате художественное воплощение любого места действия пьесы приобретает завершенность, «картинка» получается замкнутой.
— Видеоконтент для экрана мне помогли создать специалисты из компании RAKETAMEDIA, которая, кстати, участвовала в создании декораций к Олимпиаде в Сочи, — рассказал «ВМ» Краснов. — В этом спектакле получилось совместить все прежние достижения русского театрально-декоративного искусства с последними наработками в области музыкального шоу. Превосходна работа и художника по свету Александра Сиваева — сегодня одного из лучших специалистов в своей области в Европе.
Кроме того, артисты в «Доходном месте» поют и танцуют в костюмах с корсетами — по требованию XIX века, но вопреки привычкам многих современных постановщиков. Как видно из зала, корсеты не мешают им работать, делают их образы отточенными, вырисовывают силуэт и, в целом, работают на общую красоту зрелища.
Этим спектаклем Московский театр оперетты впервые за долгое время вернул в свой репертуар драматургию Александра Островского — известнейшего бытописателя Москвы середины XIX века, родившегося и выросшего в ее сердце, районе Замоскворечье. А поскольку технические возможности театра уникальны для российских подмостков, то вряд ли эта постановка будет гастролировать — увидеть ее можно только в Москве.