Песнопения под знаком Вифлеемской звезды
Форум, уже ставший заметным событием в столичной культурной жизни, взял старт исполнением «Рождественской оратории», написанной митрополитом Волоколамским Иларионом.
Первоначально планировалось, что в концерте-открытии наряду с сочинением митрополита Илариона прозвучит и оратория еще одного современного автора Андрея Микиты. В основе его «Семи песен о Боге» тексты песен лидера легендарного «Аквариума» Бориса Гребенщикова. И именно этот факт пришелся не по душе некоторым представителям Русской Православной церкви. И от греха подальше исполнение «Песен о Боге» решили отменить без каких-либо вразумительных объяснений, извинений, а, главное, без попыток предупредить публику о существенном изменении программы концерта. Естественно, люди (коих в зале было немало), пришедшие на БГ, начали выражать неудовольствие произошедшим. Некоторые в антракте стали откровенно скандалить и требовать возврата денег за билеты.
Но на сцене все происходило своим чередом. Так, вместо оратории Микиты в первом отделении «на разогреве» у митрополита Илариона оказались Чесноков, Чайковский и Рахманинов. Потом для исполнения «Рождественской оратории» к Московскому Синодальному хору под руководством Алексея Пузакова присоединились Госхор и Госоркестр, а также двое певцов – солист «Геликон-Оперы» бас Алексей Тихомиров и выпускница Молодежной программы Большого театра сопрано Светлана Касьян, и читавший текст Евангелиста протоиерей Александр Агейкин из храма Христа Спасителя.
Владыка Иларион учился по классу скрипки в школе имени Гнесиных, потом – в Московской консерватории по классу композиции. Служил в Советской Армии. В 1987 году по собственному желанию покинул консерваторию и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь, а летом того же года был пострижен в монахи. После окончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Ныне владыка Иларион – автор более 500 публикаций, 20 книг и музыкальных произведений, среди которых вокальный цикл «Четыре стихотворения Гарсиа Лорки» для тенора и фортепиано, «Божественная литургия», «Всенощное бдение» и «Страсти по Матфею», ставшие основой для фильма Павла Лунгина «Дирижер».
В основе «Рождественской оратории» фрагменты Евангелий от Матфея и Луки о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. Также использованы богослужебные тексты, посвященные праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня. «Рождественская оратория» – первая русская евангельская оратория, целиком написанная на подлинный канонический текст, в музыке же много квазицитирования и тяжеловесных гармоний. Самыми впечатляющим моментами 28-частной оратории оказались два фрагмента – ария старца Симеона-Богоприимца и финальный хор «Слава в вышних Богу».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев):
– Когда я писал «Рождественскую ораторию», мне хотелось, чтобы люди через музыку соприкасались с тем, о чем, может быть, они раньше не задумывались, почувствовали, что Рождество - это не какой-то светский праздник, не просто повод развлечься, а напоминание о том, что Бог стал человеком. Пусть житейские скорби и нужды минуют нас, пусть свет Вифлеемской звезды, некогда возвестивший миру о рождении Спасителя, всех нас ведет по спасительному пути, помогая преодолевать любые испытания, сохранять на Земле мир и согласие.