Премьера в Театре Наций: Первая пьеса Чехова на современный манер
В Государственном театре Наций премьера – «Иванов» с Евгением Мироновым в главной роли. Режиссер Тимофей Кулябин перенес действие пьесы Чехова в наши дни, добавив современную обстановку, музыку, технику и нравы. Художественный руководитель театра Наций Евгений Миронов открыто заявил о том, что «выбор первой пьесы Антона Павловича продиктован тем, что она была специально написана для Театра Корша и сыграна 19 ноября 1887 года, а сегодня в этом историческом здании – театр Наций».
В программе спектакля опубликована Афиша дореволюционной премьеры, которая достойна особого внимания. Если сравнить старую и новую афиши, бросается в глаза – разительное отличие государственного театра XXI века от частного, коммерческого. У Корша – наверху, над названием, цена – 10 копеек, дальше жирным шрифтом написано: «в первый раз новая пьеса». Для зрителя, как и для театра этот факт – абсолютной экслюзивности спектакля - был очень важен. От него зависела цена на билеты и…успех. Далее – длинный чеховский список действующих лиц, со всеми уточнениями и ремарками. Напомним, что Николай Алексеевич Иванов –член присутствия по крестьянским делам, то есть губернский чиновник или, говоря современным языком, государственный служащий. Его работа напрямую связана с земским движением, в котором, как мы знаем, активное участие принимал Чехов. Нетрудно догадаться, что в современной афише спектакля Иванов – просто Иванов, без чина. И в постановке Иванов, муж Анны Петровны (Чулпан Хаматова) и… точка. В спектакле только у одного персонажа – Львова (Дмитрий Сердюк) есть профессия – врач. Но при этом – первая строка титульного листа афиши спектакля Театра Наций - Автор Антон Чехов.
Диалоги – чеховские. Правда, смешаны две редакции пьесы «Иванов». Но ни сада, ни поместья Иванова, ни старинного дорогого дома Лебедевых, в спектакле нет. Вместо этого – крошечная квартирка на окраине некого провинциального городка с балконом, где сидит Иванов рядом с банками с солеными огурцами, и деревянная изба Лебедевых, с пошлой мещанской обстановкой. Чахотку у жены Иванова – Анны Петровны, по понятным причинам, пришлось заменить на рак. Иначе пришлось бы создателям спектакля оставить жену Иванова живой и невредимой, и не доводить до самоубийства ее мужа.
С первых сцен спектакля непонятно – почему смертельно больная женщина находится дома, а не в больнице. В пьесе Чехова даны объяснения нахождения Анны Петровны в поместье – ее отказ ехать на лечение в Крым без мужа, а муж не может поехать вместе с ней, во –первых, потому, что ему, губернскому чиновнику, не дают отпуск (он его уже брал), и потому, что у него нет денег на поездку «вдвоем». Поиском денег он и озабочен в этой постановке. В пьесе Чехова неоднократно говорится о том, что с молодости Иванов очень много работал, что он был энтузиастом и воевал «с ветряными мельницами». Сейчас он тоже работает, только в состоянии жуткой депрессии и полного отчаяния. Его самого надо бы лечить, и об этом – пьеса «Иванов», но обстоятельства складываются так, что на нем лежит забота – о больной жене, государственная служба, и на нем – большие долги.
В спектакле Тимофея Кулябина Иванов выглядит этаким бездельником. Обаятельным, милым, интеллигентным, откровенным, но бездельником. Здесь все – бездельники, кроме молодого врача Львова, который странным образом все время находится в доме Иванова. Во времена Чехова были земские и семейные врачи, которые лечили больных на дому. Сегодня только состоятельные люди, к которым на тот момент жизни не принадлежит Иванов, могут себе позволить лечение доктора на дому. Земское движение, увы, не возродилось, и к его возрождению даже нет предпосылок – или государственная бесплатная медицина в больницах или коммерческая. Возможно, кто-то скажет, что все это – детали, что всякое бывает в жизни. Ну, влюбленный в больную женщину врач – а Львов влюблен в Анну Петровну, - круглыми сутками сидит в их душной квартирке и читает морали мужу. Дело в том, что в великих пьесах, к которой относится первая пьеса Чехова (иначе бы она не шла бы на лучших площадках мира, и великие артисты не мечтали бы в ней играть), - все как в математике: одно вытекает из другого, все имеет свой смысл, свое место и предназначение. В противном случае, никогда не будет решена задача, поставленная автором. Тоже самое - и в кино, где главный залог успеха, фундамент – сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Талантливая игра актеров (а в спектакле заняты исключительно талантливые актеры: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин, Елизавета Боярская и другие) может увести читателя от нестыковок и дотошных «почему?». И команда это делает (на афише так и написано: «команда»), и наблюдать это очень интересно, только выводов правильных не вынести. Нет решений, когда цифры, знаки и буквы заменены на другие. Чулпан Хаматова играет очень хорошо: по-другому она не умеет, только ее героиня – не Анна Петровна, урожденная Сара, - не она. Почему? Хотя бы потому, что в пьесе Чехова у нее другой диагноз, а для умирающего человека – диагноз диктует очень многое. Иванов, не будучи членом по крестьянским делам, а просто Ивановым, - тоже не тот герой. Профессия и род занятий накладывают большой отпечаток на человека, и с этим не поспоришь. Иначе Чехов не делал бы Иванова губернским чиновником. В великих произведений случайностей не бывает. Герои спектакля слушают в доме Лебедева (Игорь Гордин) современную "попсу", в частности, песню Натали «Я хочу от тебя и сына, и дочку». Надо было Иванову окончательно сойти с ума, чтобы влюбиться в девушку Сашу (Елизавета Боярская), воспитанную на такой музыке, когда его жена играет на рояле Бетховена (а в спектакле она играет на пианино, как у Чехова). И не такая Саша – избалованная хищница, какой ее играет Елизавета Боярская. Она видела, что Иванов погибает, и с юношеским максимализмом надеялась, что может его спасти. Как большинство девушек, переживая первую большую любовь, не думает о других женщинах, и это бич – всех влюбленных мира. Но чеховская Саша – не клон дочерей русских нуворишей в малиновых пиджаках (именно так представлено семейство Лебедевых). Безусловно, публика смеется, видя в героях Чехова – своих знакомых и, возможно, себя. Только вот посмеялся бы Чехов, который и так редко был доволен постановками своих пьес в театрах? «Иванов» - все-таки первая пьеса, а это как первая любовь. Хотя автор не очень ее ценил, если не сказать больше, но герои – его дети, судьба которых ему небезразлично.
А если вернуться к опыту Театра Корша и заказывать молодым драматургам новые пьесы, чтобы как на той старой афиши: «в первый раз»? Может быть, так честнее и правильнее? Корш уговорил Чехова на создание произведения, заплатил автору гонорар, представил спектакль на суд зрителю, получил кассу, критику. А что же сейчас – не спрашивая мнения автора фантазировать с его героями? Да, еще с тяжело больными? Весь мир знает – Анна Петровна, жена Иванова – умерла от чахотки, а не от рака. Великая актриса Вивьен Ли в постановке Джона Гилгуда (1966 год) играла умирающую от чахотки Анну Петровну, когда сама умирала от туберкулеза легких, - и это тоже история мирового театра. Какой смысл менять историю на нашу современность? Что мешает современным авторам написать свои драмы, комедии, а режиссерам их ставить?