Главное
Истории
Нищие в Москве прошлого

Нищие в Москве прошлого

Круг снова в тренде

Круг снова в тренде

Старые кладбища Москвы

Старые кладбища Москвы

Молодежь полюбила песни любэ

Молодежь полюбила песни любэ

Новый Шрек

Новый Шрек

Отношения Шамана и Мизулиной

Отношения Шамана и Мизулиной

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Магнитные бури в марте

Магнитные бури в марте

Тюрьма Кресты

Тюрьма Кресты

Великий пост

Великий пост

Назир Байзигитов: «В танце всегда живет душа народа»

Развлечения
Назир Байзигитов: «В танце всегда живет душа народа»
Фото: Пресс-служба ансамбля им. Файзи Гаскарова

11 марта в Государственном Кремлевском Дворце представит большую концертную программу «Танцы народов мира» Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова. В преддверии этого события «Вечерняя Москва» побеседовала с директором коллектива, заслуженным артистом Республики Башкортостан Назиром Байзигитовым.

— Назир Ниязович, расскажите, пожалуйста, о репертуаре Ансамбля. По какому принципу он формируется?

— Репертуарная политика, основные направления творческой деятельности ансамбля были сформированы ещё его основателем и первым руководителем — Файзи Гаскаровым. С самого начала он включил в программу коллектива танцы народов Советского Союза. Позднее, когда начались зарубежные поездки, он из каждой страны привозил новый номер. И всегда настаивал, чтобы артисты осваивали танцы других народов на месте, что называется из первых рук, изучая пластический рисунок, жесты, манеру движения, общаясь с национальными исполнителями, то есть носителями той культуры, к которой стояла задача приобщиться. У нас в архиве есть фотографии, где наши танцоры репетируют вместе с коллегами из Непала, Бирмы…

Так что репертуар ансамбля разнообразен. В нем присутствует испанская тема («Андалузские вечера»), есть танец аргентинских пастухов «Гаучо», греческий «Сиртаки», китайский «Лунный полет бабочки», корейский «Танец с веерами» и другие танцы народов мира — поверьте, далеко не каждый коллектив справится с подобным разнообразием стилей, таким количеством непохожих образов. Почему выбор пал именно на эти конкретные постановки? Просто, на наш взгляд, они наиболее ярко воплощают национальные характеры, особенности темперамента различных народов. Да и, попросту говоря, это очень красочные номера, и зрители в любой стране их всегда принимают на ура и просят, чтобы мы их привозили снова.

— При работе над танцами народов мира вы консультируетесь с зарубежными хореографами?

— Разумеется. Постановка подобных номеров требует знания особенностей конкретной культуры, тонкостей национального хореографического искусства. И, конечно же, знать их могут только те хореографы, которые в этой традиции работают. Много лет мы сотрудничаем с казахским хореографом, знатоком танцевального Востока Арманом Нурмахаматулы. Он поставил для нашего ансамбля несколько номеров, среди которых узбекский «Лязги», кыргызский, казахский, уйгурский танцы, в том числе, и пользующийся особой любовью зрителей «Лунный полет бабочки». А вот «Алтайский танец» нам «привезла» заслуженная артистка России, руководитель Национального театра танца и песни «Алтам» Аяна Шинжина.

— Сколько танцоров сейчас работает в ансамбле? Предусмотрены ли разные исполнительские составы? И по какому принципу отбираете новых артистов для коллектива?

— У нас один состав, на сегодняшний день это 60 танцоров. Что касается набора молодежи, то мы работаем в тесной связке с Башкирским хореографическим колледжем имени Рудольфа Нуреева, который готовит и артистов народного танца. Отслеживаем талантливых ребят и девушек и после государственныхэкзаменов приглашаем на работу в наш ансамбль. Бывает и так, что особенно талантливые и перспективные юноши и девушки начинают выступать вместе с нашими артистами, будучи еще студентами колледжа.

— Два года назад отмечалось 110-летие со дня рождения Файзи Адгамовича Гаскарова (1912–1984), имя которого носит Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан, и который фактически стал родоначальником профессионального танцевального искусства в Башкирии. Его судьба сложилась ведь очень непросто.

— Думаю, что неординарным людям во все времена живется нелегко. Файзи Гаскаров был первооткрывателем, прокладывающим свой неповторимый путь в искусстве, а это всегда очень трудно. Но таков удел гениев! Главное, что он всегда знал, к чему стремится в творчестве, и умел добиваться поставленных целей. Невероятно, но факт: в 1934 году, в такое сложное для страны время, по его инициативе в Ленинградском хореографическом училище появилось башкирское отделение, что стало судьбоносным событием для культуры Башкортостана. В Вагановском училище это отделение существовало вплоть до создания в 1985 году Башкирского хореографического училища (ныне — колледж имени Рудольфа Нуреева). Представляете, сколько высокопрофессиональных артистов вышло из его стен!

Файзи Адгамович действительно был невероятно прозорливым человеком, умеющим смотреть далеко вперед. И идея первого национального балетного спектакля «Журавлиная песнь», и его либретто также принадлежат Гаскарову. И, кстати, изначально он создавал этот балет для своих воспитанников — выпускников училища. Вся национальная хореографическая составляющая «Журавлиной песни» — его заслуга, кроме того, именно он консультировал балетмейстера-постановщика спектакля Нину Анисимову.

Но Файзи Гаскаров оставил нам еще и бессмертные танцевальные композиции, их жизнь продолжается не только в ансамбле, носящем его имя, хореографические шедевры Файзи Адгамовичаи сполняют как профессиональные, так и самодеятельные коллективы по всей нашей республике. Поставленные им номера включены и в репертуар ведущих коллективов страны, например, «Семь девушек» уже многие годы исполняют танцовщицы ансамбля имени Игоря Моисеева под названием «Семь красавиц». И если «Журавлиная песнь» обозначила возникновение национальной хореографии на базе классического балета, то танцевальные композиции заявили о рождении башкирского народно-сценического танца. А это — совершенно уникальный мир, подлинный театр танца, подобного которому нет нигде.

Великий хореограф оставил нам свою книгу «Башкирские танцы», в которой изложил суть своей творческой платформы, описал несколько своих творений.

Назир Байзигитов: «В танце всегда живет душа народа» Фото: Пресс-служба ансамбля им. Файзи Гаскарова

— А сохранились ли воспоминания Файзи Гаскарова о периоде его учебы у Игоря Моисеева?

— Да, в Уфе выпущено несколько книг, посвященных жизни и творчеству Гаскарова, истории ГААНТ (Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан. — Ред.), биографиям корифеев ансамбля. В них собран богатый фактологический материал, опубликованы письма Файзи Адгамовича, его воспоминания, в частности, и о годах учебы.

— Можно ли надеяться, что в ближайшее время в Уфе появится памятник выдающемуся хореографу Файзи Гаскарову?

— К 100-летию со дня рождения Файзи Адгамовича в фойе здания, где базируется наш ансамбль и располагается концертный зал ГААНТ, был установлен бюст Гаскарова работы скульптора Владимира Дворника. Несколько лет назад мы начали прорабатывать вопрос о памятнике или скульптурной группе, посвященной творчеству Мастера. Пока вопрос остается открытым, но это — дело времени, памятник обязательно будет.

Назир Байзигитов: «В танце всегда живет душа народа» Фото: Пресс-служба ансамбля им. Файзи Гаскарова

— В прошлом году на базе Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан впервые с успехом прошёл Всероссийский фестиваль «Танец — душа народа». Расскажите, о нем, пожалуйста.

— Это было действительно большое событие. Фестиваль, который мы посвятили 85-летию нашего ансамбля и назвали крылатой фразой Файзи Адгамовича Гаскарова, продолжался на протяжении всего прошлого сезона и завершился в ноябре 2024 года. В нем приняли участие легендарная «Березка» имени Надеждиной, Красноярский ансамбль танца Сибири имени Годенко, «Лезгинка» из Дагестана, ансамбль песни и танца Республики Татарстан, академический ансамбль танца «Урал», представляющий Челябинскую филармонию, театр танца «Казаки России» и другие знаменитые российские коллективы, а также прославленный узбекский ансамбль «Бахор». Фестиваль получил большой резонанс по всей стране, и мы надеемся, что он станет нашей доброй традицией и будет жить долго.

И не стоит забывать, что именно искусство Гаскарова положило начало мощному танцевальному движению в Башкортостане: по образу и подобию гаскаровского ансамбля по всей республике по-прежнему создаются самодеятельные коллективы. Много лет проводится в Башкирии и межрегиональный фестиваль ансамблей народного танца на приз имени Файзи Гаскарова.

— Как часто Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан выезжает на гастроли? Какова их география?

— События последних лет, безусловно, сильно изменили гастрольные маршруты ансамбля. Но наш образ жизни не изменился, у нас по-прежнему много концертов. В частности, в прошлом году совершили гастрольный тур по городам России, его кульминацией стало выступление в прославленном концертном зале имени Чайковского Московской филармонии. Это — главная концертная площадка России, «намоленное» место для каждого артиста, и в особенности — для танцоров. Ведь, как известно, зал имени Чайковского является родным домом знаменитого Ансамбля имени Игоря Моисеева, положившего начало истории народно-сценического танцевального искусства в нашей стране. Так что каждое выступление в КЗЧ — это экзамен на профессионализм. Могу с уверенностью сказать, что в этом сезоне наш ансамбль сдал его на отлично!

И, конечно же, очень важными стали для нас выступления в зоне СВО — перед бойцами в госпиталях, перед мирными жителями на сцене Луганской академической филармонии. В октябре 2023 года ГААНТ первым из творческих коллективов Башкортостана совершил гастрольный тур по таким городам, как Бердянск. Мелитополь, Красный Луч.

Назир Байзигитов: «В танце всегда живет душа народа» Фото: Пресс-служба ансамбля им. Файзи Гаскарова

— Впереди у Академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан концерт на главной сцене страны, в Государственном Кремлевском Дворце. Какие сюрпризы готовите для столичной публики?

— Думаю, не стоит раскрывать сюрпризы заранее. Скажу лишь, что мы порадуем зрителей лучшими образцами башкирской хореографии, покажем танцы многих народов мира. И, конечно же, отдельный блок композиций будет посвящен 80-летию Великой Победы. Кроме того, именно в Кремлевском дворце состоится премьера нашей театрально-хореографической сюиты «Во имя жизни», рассказывающей о подвиге бойцов специальной военной операции.

Также в Гербовом фойе ГКД будет организована масштабная выставка, которая позволит гостям вечера ознакомиться с башкирской культурой. Особое место в экспозиции займут уникальные старинные украшения, использующиеся артистами во время выступлений: пояса к танцам «Охотник» и «Медный каблук», 11 женских нагрудных украшений к «Башкирскому старинном танцу с ведром» (этот номер поставлен более 60 лет назад), головной убор кашмау — его можно увидеть в лирическом танце «Загида».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.