Настоящее чудо: четыре истории спасения людей при экстренной посадке самолета
Ранним утром во вторник, 12 сентября, пассажирский самолет «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку на поле в Новосибирской области. На борту были 167 человек, никто из них серьезно не пострадал. Подробности о чудесном спасении пассажиров и экипажа, а также о других подобных случаях последних лет — в материале «Вечерней Москвы».
Посадка на грунт
Информация о неполадках на пассажирском самолете Airbus A320 авиакомпании «Уральские авиалинии» появилась в 05:00 по московскому времени. Лайнер, выполнявший рейс из Сочи в Омск, не смог приземлиться в пункте назначения и был вынужден отправиться на запасной аэродром под Новосибирском. Однако из-за нехватки топлива самолету пришлось совершить экстренную посадку в поле. На борту были 167 человек, в том числе 23 ребенка и шесть членов экипажа. Никто из них серьезно не пострадал.
В момент посадки пассажиры уже начали прощаться с близкими и отправлять им трогательные послания. Например, в одном из сообщений мужчина написал своей возлюбленной: «Мы падаем! Я тебя люблю! Прощай, зай».
Но экипаж самолета справился с посадкой блестяще. Лайнер не получил повреждений, а все находившиеся на борту люди были успешно эвакуированы на автобусах в ближайший населенный пункт. За медицинской помощью обратились всего четыре человека: двое — с ушибами, двое — с давлением и приступом астмы. По данным авиакомпании, причиной аварийной посадки стал отказ одной из гидросистем самолета.
«На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Еще один случай успешной посадки самолета «Уральских авиалиний» при экстремальных условиях произошел в 2019 году. Авиалайнер Airbus A321, выполнявший рейс Москва — Симферополь с 226 пассажирами и семью членами экипажа на борту, при взлете из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек. Птицы попали в двигатели самолета, после чего один из них заглох, а второй начал работать нестабильно. Тяги не хватило, и воздушное судно начало падать.
Пилоты 41-летний Дамир Юсупов и 23-летний Георгий Мурзин решили посадить воздушное судно в кукурузном поле неподалеку от деревни Рыбаки Раменского района. Капитан самолета выключил двигатель и не стал выпускать шасси, после чего совершил посадку в ручном режиме. Несмотря на полные баки топлива, пожара не случилось. По мнению экспертов, в этом помогла кукуруза: она снизила трение и способствовала тому, что корпус лайнера выдержал.
Трагедии в результате удалось избежать. Бортпроводники успешно провели эвакуацию. После нее спасенные люди окружили членов экипажа и долго им аплодировали. Умение и смелость сотрудников авиакомпании отметили не только на месте происшествия: за проявленные мужество и героизм в критической ситуации приказом президента России пилотам были присвоены звания героев Российской Федерации, а остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
Чудо на Гудзоне
Другой случай с аварийной посадкой произошел 15 января 2009 года в США. Лайнеру А320-214 авиакомпании US Airways пришлось сесть на воду из-за попавших в двигатель птиц. На борту летевшего в Сиэтл самолета находились 150 пассажиров и пять членов экипажа. Через полторы минуты после взлета стая гусей влетела в оба двигателя воздушного судна, и они загорелись.
Пилоты попытались связаться с диспетчерами, однако связь прервалась, а действовать нужно было быстро. Тогда командир самолета Чесли Салленбергер принял решение о посадке на воду, прямо в реку Гудзон. У экипажа получилось приводнить самолет и оперативно провести эвакуацию: пассажиров вывели на крылья воздушного судна. Прыгать в воду было нельзя, так как она была слишком холодной. Спасли людей сотрудники береговой охраны, полиции, а также неравнодушные очевидцы, которые пришли на помощь терпевшим бедствие.
В результате пострадали 83 человека, пятеро из которых получили серьезные травмы при посадке. Однако смертей удалось избежать.
Посадка на воду в Санкт-Петербурге
Почти за полвека до событий на Гудзоне произошел еще один случай с посадкой самолета на воду, на этот раз в Санкт-Петербурге. 21 августа 1963 года авиалайнер Ту-124, летевший из Таллина в Москву с 51 человеком на борту, потерял при взлете шаровой болт, в результате чего заклинило переднюю стойку шасси.
Садиться в нынешней столице Эстонии не разрешили: стоял густой туман. По плану аварийную посадку самолету было предписано совершить на запасной грунтовой полосе в аэропорту Пулково в Ленинграде. Диспетчеры разрешили воздушному судну сократить путь над городом, однако во время маневра у лайнера отказали оба двигателя, и самолет начал резко терять высоту, направляясь к Исаакиевскому собору.
Капитан Виктор Мостовой понимал, что действовать нужно быстро, и решил сажать самолет на поверхность Невы. Во время посадки воздушное судно прошло в 50 метрах над Большеохтинским мостом, после чего смогло пролететь над опорами моста Александра Невского, который только строился в тот момент. Наконец, лайнер приводнился у Финляндского железнодорожного моста. На экстренную посадку ушло 14 секунд.
В момент приводнения мимо проходил катер, капитан которого также оперативно среагировал и отбуксировал машину к берегу. В результате происшествия никто не пострадал.
За этот подвиг летчиков собирались приставить к награде, но приказ так и не был подписан. Однако позже их все же наградили двухкомнатными квартирами, а капитана буксира отблагодарили грамотой и памятными часами.